Эрозия идеи американской исключительности

Из всех великих держав в современном мире Соединенные Штаты хуже всех справляются с пандемией Covid-19. Президент Дональд Трамп оказался неспособен не только организовать эффективные глобальные меры реагирования но даже не смог принять научный подход к преодолению кризиса на территории собственной страны. Международный авторитет и глобальное лидерство Америки стремительно разрушаются с тех пор, как в январе 2020 года разразился кризис.

Солью на раны оказалась полная неспособность нынешней администрации выработать и принять эффективные экономические меры, которые облегчили бы бремя для общества и объединить страну вокруг благородной цели искоренения расизма и прочих проявлений дискриминации после бесчеловечного убийства чернокожего Джорджа Флойда  белым полицейским в Миннеаполисе.

Оглядываясь на итоги четырехлетней работы нынешней администрации, следует отметить, что эти последние примеры неэффективного управления и неспособности справляться с проблемами, несут в себе риск дальнейшего размывания веры в так называемую американскую исключительность во всем мире.

В отличие от многих других стран, и особенно в сравнении с Россией, Китаем и европейскими державами, Соединенные Штаты возникли в результате своего рода эксперимента в области государственного строительства, в основе которого была важность светских, космополитических, универсальных и мультикультурных ценностей, объединение людей вокруг политического проекта американского национализма.

На протяжении многих лет принадлежность к американской нации подразумевала приверженность основным принципам американского мировоззрения, которое резко контрастировало с этническим, религиозным и расовым шовинизмом в других обществах. Американцы считали себя настолько уникальными, что распространение по всему миру универсальных американских ценностей уже давно являлось основой внешнеполитической практики Соединенных Штатов. Американцы всегда были уверены, что являются исключительной нацией, получившей от Бога мандат на приобщение других народов к высшим достижениям цивилизации в образе американских ценностей.

Четырехлетнее президентство Трампа, похоже, серьезно повредило этому образу и внесло немалый вклад в размывание мягкой силы Америки. Мы знаем, что Трамп является приверженцем политики национализма, унижающим и уничтожающим саму концепцию американской исключительности. Он многократно повторял, что Соединенные Штаты не должны учить других, как управлять своими странами, и если он останется у власти, Америка перестанет принимать участие в экспериментах по государственному строительству за рубежом.

С точки зрения Трампа, Соединенные Штаты, как и многие другие страны, вполне могли бы определиться со своей национальной идентичностью, основываясь на прочном этническом, расовом и лингвистическом фундаменте, имея в виду WASP – белую англо-саксонскую протестантскую идентичность.

Несмотря на убеждения Трампа и его непоследовательный стиль правления, многие внешние наблюдатели по-прежнему считают, что президентство Трампа является неким отклонением от нормы и что другие общества, и прежде всего российское и китайское, не находятся на одном уровне с американским и не могут в той же мере выступать источниками вдохновения для других народов. В отличие от Китая и России, Соединенные Штаты – это страна, привлекающая эмигрантов со всего мира. Несмотря на историческое наследие расизма и глубоко укоренившуюся практику дискриминации, количество людей, которые хотят переехать в США и получить там университетское образование, на протяжении многих десятилетий значительно превышает количество тех, кто мечтает о лучшей жизни в других странах.

Возможно, эта эпоха подходит к концу. Люди в разных странах вышли на улицы в знак протеста против убийства Джорджа Флойда и выразили свою поддержку движению Black Lives Matter. Параллельно с этим, резко возрос поток критики в адрес администрации, не сумевшей продемонстрировать американское глобальное лидерство во время пандемии. Это особенно важно, поскольку в возникшей геополитической конкуренции между США и Китаем, которая многим напоминает холодную войну, мягкая сила, судя по всему, имеет не меньшее значение, чем жесткая.

Это является тревожным сигналом для американского руководства, которое должно обратить особое внимание на то, что многие протесты против американского расизма прошли в странах, входящих в число самых близких союзников Соединенных Штатов в Европе и на других континентах. Там продолжают верить в превосходство либеральной демократии и в то, что Америка является основой либерального международного порядка. Несомненно, что любое дальнейшее снижение уровня американской мягкой силы будет способствовать созданию условий для установления Китаем своей региональной гегемонии в Восточной и Юго-восточной Азии уже в обозримом будущем.

Очевидно, что речь не идет о случайном совпадении, и китайская тактика запугивания в отношении соседей в последнее время становится все более очевидной именно потому, что Соединенные Штаты переживают серьезный кризис как внутри страны, так и на мировой арене, и проходят через болезненный процесс переоценки ценностей на фоне предвыборной кампании.

Идея американской исключительности на протяжении долгого времени была самым важным активом в арсенале Америки в ее борьбе против экзистенциальных угроз, а также основой ее способности создавать альянсы со странами, придерживающимися схожих убеждений. Чем раньше американцы это поймут, тем лучше.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий