Монголия, страна с населением 3,3 миллиона человек, оказалась вовлечена в борьбу за доминирование в Евразии между Соединенными Штатами, Китаем и Россией. В июле нынешнего года заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов заявил, что Москва поддержит заявку Улан-Батора на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), если таковая заявка будет подана. Впрочем, он также подчеркнул, что Россия не пытается оказать влияние на Монголию, заставляя ее выбирать друзей. В сложившейся ситуации Монголия невольно стала важной высотой в сражении между тремя сверхдержавами.
Монголию не следует считать антизападной страной
Монголия, окруженная с одной стороны Китаем, а с другой – Россией, ране выражала желание стать частью евразийского политического и экономического альянса. Однако, напряженность между Китаем и США продолжает нарастать. Как сообщает гонконгская газета South China Morning Post, в данный момент в Улан-Баторе вопрос о вступлении в ШОС не стоит на повестке дня. По мнению экспертов, руководство Монголии опасается, что ее причислят к антизападной группировке и это негативно отразится на ее безопасности.
«Третья холодная война не нужна»
По словам научного сотрудника канадского фонда исследований проблем Азиатско-Тихоокеанского региона Менди Джаргаслакана, монголы не хотят ввязываться в геополитику, как и в холодную войну. Он помнит, как его страна впервые оказалась в центре схватки между Китаем и Советским Союзом. Монголия в годы холодной войны была сателлитом СССР. У страны отсутствовали прямые контакты с Америкой. Дипломатические отношения с Соединенными Штатами были установлены лишь в 1987 году. В то же время, конфронтация между Китаем и Советским Союзом в шестидесятые годы привела к резкому ухудшению отношений между Монголией и Китаем. Это привело к тому, что Монголия оказалась в ситуации, когда она не имела никакого контроля над своими отношениями с другими странами, и до сегодняшнего дня географическое положение между двумя сверхдержавами оказывает решающее влияние на дипломатические связи Улан-Батора.
Дружественные отношения с Индией, Японией США и Евросоюзом
После долгих десятилетий формирования внешней политики, Монголия теперь хотела бы держаться подальше от блоковой стратегии, которая угрожает ее отношениям с Западом. Менди утверждает, что имидж ШОС воспринимается в мире как антизападный. Поэтому Монголии трудно принять предложение Москвы о присоединении к этой международной организации. Эксперты придерживаются мнения, что Монголия хотела бы выстраивать партнерские отношения не только с Россией и Китаем, но и с другими странами. Среди прочих потенциальных партнеров в Улан-Баторе рассматривают Японию, Америку, Европейский Союз, Индию и Южную Корею, называя их «третьими соседями».
Россия хочет бросить вызов, как США, так и Китаю
Эксперты утверждают, что Россия хотела бы добиться ослабления влияния на Монголию, как со стороны Китая, так и США, включив страну в свою геополитическую орбиту. В то же время, Москва заинтересована в расширении ШОС. Однако, в монгольском обществе преобладает мнение, что вступление в ШОС не является приоритетом для страны, и отношения с этой организацией должны оставаться на прежнем уровне. Улан-Батор отдает себе отчет в том, что хотя проблема терроризма и региональной безопасности занимает важное место среди приоритетов ШОС, наряду с ней существует целый ряд других вопросов, в связи с которыми опасения могут возникнуть у партнеров из северной Америки, Европы и Азии.
Китай опасается, что Монголия может оказаться очагом распространения демократии
С другой стороны, учитывая складывающиеся отношения между Монголией и Западом, Китай также хочет, чтобы она вступила в ШОС. Пекин опасается, как бы Монголия не начала распространять демократию в регионе. В отличие от Китая и России, в Монголии президент переизбирается в рамках парламентской системы правления каждые четыре года. Тем не менее, следует признать, что политическая система страны также не свободна от обвинений в коррупции. Кроме того, часть населения считает, что отставание страны в развитии не связано с недостаточным вниманием, уделяемым вопросам внешней политике.
Америка также встревожена перспективой вступления Монголии в ШОС
Вашингтон, со своей стороны, также выражает обеспокоенность по поводу того, что может произойти с Монголией, если она все же решит вступить в ШОС. Раньше Соединенные Штаты не придавали никакого значения этой международной организации, но теперь в Вашингтоне относятся к ней с настороженностью, которая объясняется растущим влиянием Китая. В такой ситуации, если Улан-Батор примет сторону ШОС, это станет неудачей для Соединенных Штатов в их противостоянии с Китаем.