28 августа стратегический бомбардировщик ВВС США В-52 Stratofortress проследовал через международное воздушное пространство над Черным морем. Истребители Су-27 ВКС России были подняты в воздух ему навстречу, и пролетели настолько близко от неповоротливого гиганта, что их спаренные форсажные камеры напугали американских пилотов.
Официальные лица в США выразили обеспокоенность по поводу «немотивированного» преследования бомбардировщика, но на самом деле это была уловка со стороны американцев. Дело в том, что В-52 служил всего лишь приманкой в тщательно разработанной разведывательной операции.
В то время как Су-27 «подрезали» Stratofortress, два четырехмоторных самолета радиоэлектронной разведки RC-135V/W, которые ВВС США и Британии используют для наблюдения за средствами ПВО противника, курсировали поблизости, предположительно собирая различные полезные сведения о российских датчиках и средствах связи.
Ровно через неделю американцы и их друзья снова проделали то же самое. 4 сентября, по меньшей мере, один В-52 снова пролетел через Украину и обогнул береговую линию в нескольких километрах от российских войск, дислоцированных на Крымском полуострове. По данным Европейского командования США, примерно в то же время два других В-52 проводили тренировочные полеты над Украиной. Остается неясным, летели ли все три машины по одной и той же траектории вблизи Крымского полуострова, или они выполняли разные задачи.
Тем временем пара RC-135V/W совершала полет над Черным морем, достаточно близко к Крыму и В-52, чтобы иметь возможность перехватывать любые сигналы российских радаров, отслеживающих полет бомбардировщика.
Все это говорит о том, что Соединенные Штаты и их союзники по НАТО не просто бравируют своей мощью в воздухе. Совместные миссии бомбардировщиков и самолетов-разведчиков помогают альянсу собирать стратегические данные о силах Москвы в Крыму и вокруг полуострова. В военное время подобная информация могла бы помочь планировщикам определить, как подавить или уничтожить российские средства ПВО в регионе.
Разумеется, русским этот разведывательный маневр также дает некоторые возможности. Не каждый день Кремль получает шанс попрактиковаться в обнаружении, отслеживании и перехвате американских бомбардировщиков, совершающих полеты вблизи Крыма.
B-52, зондирующие черноморское побережье, являются частью контингента, переброшенного 22 августа с базы ВВС «Майнот» в Северной Дакоте на базу Королевских ВВС в Фэрфорде. Эти восьмимоторные бомбардировщики недавно совершали полеты над Арктикой, где российский флот проводил учебную операцию по высадке десанта, примерно в то же время, когда малошумные субмарины ВМС США SSN-21 Seawolf также курсировали подо льдами в районе Северного полюса.
А шесть дней спустя, 28 августа, четыре бомбардировщика в Фэрфорде и еще два в Соединенных Штатах пролетели над всеми тридцатью странами НАТО. Два В-52 вылетели с базы «Майнот» и направились на север, в Канаду. Из двух самолетов, базирующихся в Британии, один совершил полет над северными странами НАТО, а другой пролетел над балтийским регионом. Третий полетел на юго-запад, чтобы пересечь воздушное пространство Португалии и Испании. К стратегическим бомбардировщикам присоединилась большая группа истребителей НАТО.
Четвертый В-52 с позывным «NATO01» взял курс на Черное море, которое после российского вторжения на Украину в 2014 году становится все более опасным местом. Российские боевые корабли и истребители постоянно курсируют в этом районе, в то время как системы противовоздушной обороны круглосуточно «прозванивают» его.
Собрать как можно больше информации о российской системе противовоздушной обороны в черноморском регионе – главная задача разведки НАТО. По всей видимости, именно поэтому, когда бомбардировщик «NATO01» летел через международное воздушное пространство над Черным морем, рядом находились два разведчика RC-135V/W.
Военно-воздушные силы США располагают всего 17 самолетами радиоэлектронной разведки RC-135V/W, а у Королевских ВВС Британии три таких машины. Командование НАТО выделило по меньшей мере два из своих двадцати RC-135V/W Rivet Joint для единой операции, и это красноречиво свидетельствует о ее важности для Североатлантического альянса. Об этом же говорит и ее продолжительность.
Русские знают, что за ними следят. Ведь и В-52 и RC-135 летают с включенными транспондерами, а это означает, что они видны на радарах гражданских авиа-диспетчерских служб. Вполне возможно, впрочем, что дополнительные самолеты наблюдения НАТО присоединились к этой разведывательной операции, не включая своих транспондеров.
Разумеется, Кремль не мог не отреагировать. Во время второй операции зондирования с участием В-52 в пятницу, один из пяти имеющихся у ВКС России модернизированных Ту-214Р, предназначенных для радиотехнической и оптико-электронной разведки, взлетел со своей базы под Москвой и направился к Черному морю.
Этот двухмоторный «Туполев» находился в регионе в то же время, когда там действовали американские бомбардировщики и разведчики. По всей вероятности, Ту-214Р помогал координировать предположительно весьма оживленный радиообмен между российскими силами, отслеживающими самолеты НАТО. Для слежения за В-52 в воздух были подняты восемь российских истребителей Су-27 и четыре Су-30.
Тот факт, что российские военные готовы «болтать» без умолку в эфире в присутствии самолетов-разведчиков НАТО, указывает на то, что для Москвы опыт, который ее военные получают от мобилизации сил ПВО представляет, вероятно, гораздо большую ценность, чем информация, которая попадает в руки аналитиков НАТО в процессе операций.
Этот продолжающийся уже неделю совместный гамбит В-52 и RC-135 явно представляет собой крупную разведывательную операцию для НАТО и не менее крупные учения войск противовоздушной обороны для России. А теперь подумайте, кто еще может извлечь выгоду из собранных НАТО данных. Конечно, речь идет об украинцах.