Решение США усилить свое военное присутствие в Сирии после столкновений американских военных с российскими вызвало озабоченность по поводу того сигнала, который этими действиями они посылают Турции, России и Ирану на фоне попыток Вашингтона укрепить свою сдерживающую роль в регионе.
Однако эксперты считают, что демонстрация силы вряд ли изменит баланс сил в северо-восточной части страны, где уже доминируют американские силы и сирийские курдские Отряды народной самообороны (YPG).
В дополнение к примерно 500 военнослужащим, которые уже находились в этом районе, США направили туда еще шесть бронированных боевых машин “Брэдли” и 100 солдат, что можно интерпретировать как попытку удержать Россию от вмешательства в районах, где совместно действуют американские и курдские силы.
В прошлом месяце семь американских солдат получили ранены в результате столкновения российского бронетранспортера с американской военной патрульной машиной.
Россия и Турция провели 15 и 16 сентября в Анкаре новый раунд переговоров по ситуации в Сирии. Однако им не удалось прийти к консенсусу относительно сокращения военного присутствия в удерживаемой повстанцами провинции Идлиб, где дислоцируются более 20 тысяч турецких военнослужащих.
Россия ожидает от Турции вывода войск из районов к югу от шоссе M4 в соответствии с предыдущим соглашением между двумя странами, но Анкара не желает уходить оттуда, поскольку турки стремятся очистить города Манбидж и Тель-Рифаат от курдов.
Независимый консультант по стратегическим рискам в Российском совете по международным делам Алексей Хлебников, являющийся экспертом по странам Ближнего Востока и Северной Африки, сказал, что Турция, скорее всего, потребует чего-то взамен за достижение соглашения с Россией о размещении войск в Идлибе.
«Москва хочет, чтобы Анкара вывела свои войска из района на юге от шоссе М4, потому что именно об этом обе стороны договорились в марте, — сказал он. — Южный Идлиб в обмен на некоторые уступки на северо-востоке и в районах, где присутствуют курды, может обеспечить заключение соглашения между Анкарой и Кремлем».
По мнению ближневосточного аналитика из Оксфордского университета Сэмюэля Рамани, развертывание американцами дополнительных сил вряд ли повлияет на дискуссии между Турцией и Россией или изменит динамику их отношений.
«По сути, это символический предупредительный выстрел в адрес России, чтобы она не беспокоила и не причиняла вреда американским военным в Сирии, — сказал эксперт. — Но даже эти возможности сдерживать российскую агрессию ограничены, поскольку Москва просто уверенав том, что США предпочтут уйти из Сирии, а не втягиваться еще глубже в сирийский конфликт, по крайней мере, пока президентом остается Дональд Трамп».
Таким образом, влияние от дополнительного наращивания военной силы на местах будет незначительным, добавил Рамани, но это может привести к более глубокому обсуждению в Вашингтоне целей американской миссии в Сирии и необходимости присутствия там США, что может иметь далеко идущие последствия после президентских выборов в США в ноябре.
Внешнеполитический аналитик Арабского центра по Ближнему Востоку Джо Макарон считает, что США направили в Сирию дополнительные войска, чтобы укрепить оборонительные позиции дислоцированных там сил.
«Белый дом дал зеленый свет только на дополнительных 100 военнослужащих на 90 дней, что, кстати, совпадает с окончанием первого срока Трампа», — сказал он.
Поэтому, добавил аналитик, этот шаг вряд ли окажет какое-либо существенное влияние на региональную динамику, поскольку Россия и Турция ждут результатов выборов в США, которые могут изменить отношения Вашингтона с Москвой и Анкарой.