В начале месяца Европейский союз ввёл санкции против шести российских чиновников из-за отравления оппозиционного лидера Алексея Навального. Инициаторами запрета на въезд в ЕС и замораживание банковских активов выступили Германия и Франция, через несколько дней после того как ОЗХО подтвердила, что в анализах крови, взятых у Навального, есть следы запрещённого нервно-паралитического ОВ «Новичок», что является нарушением Конвенции о запрещении химического оружия. Ранее лаборатории в Германии, Франции и Швеции пришли к такому же заключению.
Санкции были введены, несмотря на жёсткое предупреждение со стороны министра иностранных дел Сергея Лаврова, что Москва в ответ на такие действия может заморозить отношения с ЕС. Россия на обвинения в отравлении отрицает, причём президент Владимир Путин призывает провести совместное расследование.
Немедленные последствия
Канцлер Германии Ангела Меркель призвала занять более жёсткую позицию по отношению к России и сама потребовала от Москвы объяснений, а также навестила Навального в госпитале. Всё это вызывает вопросы, как скажутся эти события на российско-германских отношениях, являющихся ключевым компонентом взаимодействия Москвы с Европой.
Весь спектр уже введённых санкций (за украинский кризис, за катастрофу MH17 2014 г., за вмешательство в американские выборы 2016 г., за отравление Скрипалей 2018 г.) не заставил Россию изменить своё поведение во внешней политике, заставляя усомниться в их эффективности и при отсутствии чёткого плана действий на будущее.
Высказываются и опасения по поводу возможных последствий для «Северного потока-2», строительство которого близко к завершению. В 2019 году 27 стран ЕС импортировали из России 44,7% нужного им природного газа и 28% нефти. Для Германии эти показатели были соответственно 31,5% и 40%. Для России, несмотря на рост экспорта на азиатские рынки, Европа остается основным потребителем её природных ресурсов. США и некоторые страны ЕС долгое время утверждали, что новый трубопровод ещё больше увеличит зависимость Европы от российского газа.
До сих пор Берлин отмахивался от предупреждений о чрезмерной зависимости от российского газа и указывал, что ему нужен «СП-2», поскольку Германия стремится увеличить долю экологически более чистого топлива в своём энергобалансе эффективным по затратам способом. После того как стала известна история с отравлением Навального, Германия впервые указала, что она готова обсудить будущее газопровода. Однако будущие выгоды от «СП-2», а также то, что его строительство находится в стадии завершения, означают, что откладывать проект в долгий ящик – сомнительный вариант для обеих сторон. Это ясно по реакции Германии на недавнее расширение американских санкций против «СП-2», когда она настаивала на своём суверенном праве принимать политические решения по импорту энергоносителей. Россия тоже не намерена выходить из проекта и, и утверждает, что завершит строительство, несмотря на санкции. Скорее всего, так и будет.
Проект «СП-2»- часть стараний Германии отделять коммерческие и экономические решения от политики. Путин тоже выдвинул на первый план особые торговые и инвестиционные связи между двумя странами, которые служат национальным интересам обеих сторон.
Более широкая картина
Между тем, неуклонное ухудшение двусторонних российско-германских отношений отрицать трудно. После в основном теплых отношений в первые два десятилетия после распада Советского Союза, когда связи между Россией и Германией в экономической и политической сферах неуклонно укреплялись, последнее десятилетие отмечено растущим обоюдным недовольством.
Если говорить о России, то ещё до украинского кризиса и аннексии Крыма, приведших к разрыву отношений с Западом, разочарование Европейским союзом росло. Основными причинами были расширение НАТО на восток, цветные революции и разногласия по вопросу противоракетной обороны. Германию и ЕС критиковали за то, что они не «предвидели» реакцию России на соглашение об ассоциации с Украиной в 2014 г. Проект Большой Европы от Лиссабона до Владивостока стал нежизнеспособным.
И всё же, в отличие от других государств ЕС, Берлин продолжает «держать баланс» в своих отношениях с Россией. После кризиса на Украине, с европейской стороны именно Меркель поддерживала регулярные контакты с Путиным. Снова и снова выступая против военного решения и провокаций со стороны России, германская сторона предпочла вместе с Москвой заключить Минские соглашения о прекращении огня.
Но это не означает, что политика Германии полностью расходится с политикой ЕС и США. Берлин подписывается под жёсткими санкциями против России с 2014 года. Несмотря на сильные экономические связи, правительство Германии убедило бизнес-лобби согласиться с этими санкциями. У Германии есть, кроме общих, и свои причины для недовольства, включая взлом сайта парламента в 2015 г., разжигание анти-мигрантских настроений с помощью дезинформации и убийство в Берлине бывшего командира чеченских повстанцев. Эти инциденты усилили недоверие между обеими сторонами, а российским отрицаниям обвинений в Германии не верят.
И, хотя Германия по-прежнему держит двери для «дипломатии и переговоров» открытыми, она больше не выступает в роли «главного собеседника» России в Европе.
Прагматичный подход
Германия пытается найти баланс в своих отношениях с Россией, а та всё больше переориентируется на Евразию, и обе стороны всё меньше ждут чего-то друг от друга. Никто не хочет смягчать своих позиций, и двусторонние отношения сейчас можно описать словами «застой и путаница». И последний случай с Навальным – всего лишь очередной повод для разногласий, поэтому позитивных изменений ожидать не стоит.
И всё же, несмотря на проблемы, есть необходимые обеим странам области, позволяющие сотрудничать на прагматичной основе. И двигателем этих отношений является именно следование «взаимным интересам» вместо претензий на «особую роль», на что указал Путин в своём недавнем выступлении в Валдайском клубе.
Здесь ведущий фактор – экономические и энергетические связи между двумя странами, причём Германия в 2018 г. стала вторым по величине торговым партнёром России. Среди стран-членов ЕС Германия является крупнейшим импортёром товаров из России, а также и крупнейшим экспортёром. Кроме того, есть ряд проблем регионального и глобального масштаба, которые требуют регулярного дипломатического сотрудничества между обеими сторонами. Помимо того, что обе страны являются ключевыми участниками Нормандского формата по Украине, у них есть также общий интерес в сохранении ядерной сделки с Ираном после одностороннего выхода из неё США. Кроме того, двусторонние отношения России и Германии – это важная опора европейской стабильности.
Всё это конкретные, четко определенные области координации, которые необходимо использовать для стабилизации ситуации. Это приведёт к более ограниченному сотрудничеству, в рамках решения конкретных вопросов, но это лучше, чем прекращение дипломатического процесса.