Новая инициатива России по безопасности в Заливе сталкивается с препятствиями

,

Одной из важнейших проблем, которую придётся решать администрации Байдена, будет соперничество сверхдежав в регионе Персидского залива. Инструментарий администрации Обамы уже устарел – у конкурентов, включая Россию, Китай и Европу, есть свои взгляды на эту проблему.

После четырёх лет устоявшихся отношений между Кремлём и Белым домом, Байден, возможно, захочет сделать перезагрузку.  Неизбежной её может сделать  только что раскрытая кибер-атака против США, в которой обвиняют Россию.

Как показала последняя дискуссия в Совбезе ООН, противоречия между Москвой и Вашингтоном во взглядах на безопасность в регионе Персидского сохраняются независимо от того, кто является президентом.

Москва давно стремилась играть тут большую роль и выдвигала свои инициативы. В августе 2019 г. представитель России в ООН озвучил новый проект России по созданию  организации коллективной безопасности в Заливе. Помимо стран Персидского залива, в неё войдут Россия, Китай, США, ЕС, Индия и другие заинтересованные стороны.

В октябре этого года глава МИД России Сергей Лавров выступил с сокращённой версией предложения, которое, по его словам, «исходит из предпосылки, что обеспечение мира в регионе Персидского залива является важной целью для всего международного сообщества»  и что «нездоровая ситуация, сложившаяся здесь, дестабилизирует международные отношения».

Неявно упомянув Касема Сулеймани и его убийство в январе этого года, С.Лавров сказал, что этот инцидент мог спровоцировать «крупномасштабную войну в регионе», тем самым подчеркнув необходимость сотрудничества ради деэскалации.  Любопытный выбор для примера – ведь многие считают, что обстрел Ираном Саудовской Аравии в 2019 г. потенциально был гораздо более серьёзным поводом для войны, чем уничтожение главного иранского террориста.

Лавров заявил, что «шантаж, демонизация и обвинение только одной стороны – это неправильно и опасно», явно делая объектом критики давление США на Иран, а не дестабилизирующее поведение Ирана.

Он сказал, что ядерная сделка с Ираном  2015 г. «позволила предотвратить угрозу вооружённого конфликта». Но многие свидетельства  говорят об обратном – что эта сделка активизировала дестабилизирующую деятельность Ирана в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене, поскольку сторонники «жёсткой линии» сочли расширение влияния Тегерана в регионе компенсацией за согласие на сделку.

Лавров рассказал об инициативе президента  России о проведении онлайн-конференции глав государств-членов Совбеза ООН, а также Германии и Ирана, целью которой будет  «разработка мер против дальнейшей эскалации  и формирование надёжной системы коллективной безопасности в регионе».

Критики задают следующие вопросы в связи с этой инициативой.

Во-первых, есть серьёзная проблема с внедрением системы безопасности извне, т.к. участие стран ССЗ на первоначальном этапе планирования не предусмотрено,  — они участвуют только на этапе реализации того, что решили другие.

Во-вторых, российский проект очень похож на тот, что предлагал в 2007 г. президент Ирана Хасан Рухани. Это указывает на некую согласованность между Россией и Ираном  в выдвижении инициативы, в качестве способа для Ирана избавиться от имиджа страны-изгоя.

В-третьих, проект в его нынешнем виде чересчур смел, поскольку  не учитывает степень недоверия между региональными игроками, а также между США, Россией и Китаем. Лавров на заседании Совбеза ООН признал, что реализация проекта дело не скорое и непростое, и что «страны региона должны пройти свой путь сами. Задача внешних игроков – помочь создать им надлежащие условия». Это важное признание, причём сделанное впервые.

Ещё один новый и важный момент в речи Лаврова: отправной точкой для улучшения ситуации в регионе Залива должны стать меры по укреплению доверия – что уже давно подчёркивает ССЗ. Лавров сказал, что эти меры должны быть «основаны на уважении суверенитета, независимости и территориальной целостности государств, в строгом соответствии с международным правом и Уставом ООН».

В своих посланиях Ирану ССЗ подчёркивал, что для установления доверия и конструктивного взаимодействия необходимо соблюдать данные принципы.  Это означает, что Иран должен прекратить использовать силу против своих соседей и перестать финансировать, вооружать и обучать террористов и боевиков, сея хаос в регионе от Ирака до Сирии, Ливана и Йемена. Это означает, что Тегеран должен прекратить обстрелы Саудовской Аравии с помощью ракет и БПЛА, а также перестать нападать на нефтяные танкеры в Персидском заливе и Красном море, будь то напрямую или с помощью своих прокси.

Когда Москве удастся убедить Тегеран соблюдать Устав ООН и перестать заниматься дестабилизацией в регионе, чтобы восстановить доверие с соседями, вот тогда выдвинутое Россией предложение о новой организации коллективной безопасности станет более приемлемым.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий