Нет настоящих друзей у сирийских курдов

Россия и Турция держат в своих руках судьбу стратегически важного города Айн-Исса  на севере Сирии, номинально находящегося под контролем Сирийских демократических сил (СДС) – альянса, ядро которого составляют курды, — но фактически контролируемого русскими. Перед угрозой нападения со стороны поддерживаемой Турцией Свободной сирийской армией (ССА) из-за проходящей рядом важной автострады, курды обратились за  помощью к русским. Взамен Москва захотела, чтобы курды передали город Сирийской армии Башара Асада. Неминуемым результатом будет то, что второй раз за два года курды будут преданы зарубежной стороной  в сирийской гражданской войне. Однако, каким бы трагичным это ни было, но если говорить о геостратегии, гораздо важнее то,  как эта смертельная шахматная партия иллюстрирует запутанные отношения Москвы и Анкары – когда противников, а когда и партнёров. В данном случае – последнее.

Сначала немного истории. В 2018 г., под угрозой со стороны Турции и ССА, курды из Африна обратились за помощью к русским. Кремль отказал, несмотря на то, что российские военные находились неподалёку. Россия хотела, чтобы курды передали контроль над этим районом сирийскому режиму. Через два месяца поддерживаемые турками силы взяли Африн.

В 2019 г. курды на севере Сирии надеялись, от нового турецкого нападения их защитят США. Вместо этого США ушли из этого района, и Дональд Трамп по сути дал Турции зеленый свет на начало операции «Весна мира» и захват Рас-Аль-Айна, Телль-Абьяда, Манаджира, Сулука и Мабрука. Одновременно  войска  поддерживаемого Россией режима вошли в Ракку, Манбидж, Аль-Табку, Кобани и Телль-Тамер.

Несмотря на всё это, некоторые из курдов сегодня цепляются за надежду, что иностранные державы помогут им сохранить контроль над Айн-Иссой. Этому способствуют слухи о том, что США могут снова взять город под контроль, расположив поблизости своих военных. Однако это крайне маловероятно, учитывая, что в Вашингтоне потеряли интерес к дальнейшим военным действиям в Сирии и других местах, особенно в последние дни администрации Трампа. К тому же в этом городе уже есть российское присутствие.

Действительно, район разделён между Москвой и Анкарой, при явной личной склонности Трампа, чтобы США не встревали  между ними. К примеру, отличительной чертой недавней войны за за Нагорный Карабах между Арменией и Азербайджаном, которых поддерживали соответственно Россия и Турция, было оглушительное молчание Вашингтона.

Местные курды в Айн-Иссе провели демонстрацию возле российской военной базы, требуя, чтобы Москва приняла меры для предотвращения наступления на город, осуществляемого  под руководством Турции. Кремль, со своей стороны, отреагировал так же, как и в Африне в 2018 г., посоветовав курдам передать город сирийскому режиму.

Хотя Россия позиционирует себя как гарант мира, её основной интерес в Сирии состоит в защите своих военных баз, включая военно-морскую базу в Тартусе на Средиземном море, а также в обеспечении своего влияния в регионе. Кроме того, сирийская авантюра сыграла важную роль, помогая Кремлю в формировании внутригосударственного имиджа России как возрождающейся мировой державы. Вследствие всего этого для Москвы не так уж и важно, если ССА добавит Айн-Иссу к своим территориальным трофеям.

Со своей стороны, Анкара не стесняется своей главной цели – нейтрализовать СДС и другие силы в Сирии и Ираке, связанные с запрещённой в Турции Рабочей партией Курдистана. С этой целью, было бы не так уж плохо, если бы всё больше курдских территорий попадало под контроль режима в Дамаске. Однако, если Турция и ССА одержат победу в Айн-Иссе, это даст им также и контроль над стратегической автострадой М-4 – важной экономической артерией, которая тянется от границы с Ираком до прибрежных средиземноморских равнин. И тот и другой исход поэтому будут в интересах Анкары.

Короче говоря, нет у курдов здесь настоящих друзей и сторонников. Напротив, затруднительное положение курдов, каким бы оно ни было, помогает как России, так и Турции  в достижении их целей. Анкара и Москва «сотрудничают», участвуя в сложной геополитической игре. В гражданской войне в Ливии они та и другая поддерживают противоборствующие стороны — со смертоносными последствиями, но имеют взаимный интерес в том, чтобы враждующие группировки поддерживали статус-кво  в городе Сирт и в этой нефтеносной провинции.

В войне в Нагорном Карабахе Россия, хоть и была союзницей Армении, убедила Ереван согласиться на перемирие с Азербайджаном, за которым стоит Турция. Это сохраняет связи Москвы с Баку в области энергетики. Между тем Турция распространяет к востоку, на Южный Кавказ, своё влияние и укрепляет свой престиж.

Для курдов в Айн-Иссе не видно и намёка на какую-то перемену к лучшему в их вероятной судьбе – попасть под контроль турок или ССА, либо режима Дамаска. Может показаться, что их роль, в конце концов, быть просто пешками для России и Турции на игровой доске, которая намного шире, чем территория Сирии.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий