Европа увеличивает импорт российского мазута

Мы уже писали об одном из самых парадоксальных поворотов в отношениях США и России в сфере энергетики,  а именно о том, что американские НПЗ стали покупателем номер один российской мазута. Когда  с американского рынка вытеснена нефть Венесуэлы, а экспорт из Ирана ограничен с помощью аналогичного набора санкций, Мексика продолжает сокращать добычу и даже соглашается на ограничения в рамках ОПЕК+,  российский мазут остаётся одним из очень немногих видов сырья для НПЗ побережья Мексиканского залива,  по-прежнему не слишком дорогим и доступным в достаточных объёмах. Однако в зимние месяцы 2020/2021 г. наблюдается резкий спад российских экспортных поставок в Соединённые Штаты и довольно ощутимый их рост в Европу. Неужто это конец странного американо-российского мазутного романа?

Россия поставляет в Европу в среднем примерно 500 тыс.баррелей в день в течение последних 5 лет, хотя с 2019 г. наблюдается тенденция постепенного устойчивого снижения – в 2020 г. поставки равнялись примерно 375 тыс.бар./день, и всё это с учётом того, что в ноябре-декабре дело обстояло значительно лучше, чем в предыдущие месяцы. Переориентация прежнего экспорта в Европу в сторону США во многих отношениях спасла российских переработчиков Северо-Запада, когда для них осталось немного рынков в мире, где ведётся борьба за резкое сокращение выбросов серы в окружающую среду.

При выпадении значительной доли европейского спроса, американские нефтепереработчики пользовались относительно дешёвой высокосернистой нефтью как вторичным сырьём для производства кокса, по-видимому, к обоюдной выгоде. И всё же с ноября 2020 г. и далее  российский экспорт мазута начал возвращаться к тому, что было раньше, грузы в США отправляются всё реже, а экспорт в Европу растёт.

Экспорт российского мазута в  Европу, 2017-2020 (тыс.бар./день)

Остаются и вполне объективные причины для снижения российских поставок. Во-первых, и прежде всего, на работу НПЗ в ноябре наложила отпечаток остановка работы из-за ураганов – к середине месяца объёмы нефтепереработки упали менее чем за 2 недели на 15%  из-за урагана Зета, а также из-за последствий Covid-19.

Во-вторых, частью общей картины может быть и сезонное техническое обслуживание, когда в последние 2 месяца 2020 г. из производства были выведены перерабатывающие мощности объёмом 2.5 млн. бар./день. В третьих, могут присутствовать некоторое искажение статистики в реальном времени, поскольку часто в качестве источника поставки мазута указывается место перекачки с судна на судно, а это означает, что ряд поставок, официально осуществляемых из Скау (Дания) или с Мальты, на самом деле могут быть российского происхождения.

Увеличение экспорта в Европу сопровождается и некоторыми особенностями статистики, поскольку основным рынком мазута в декабре 2020 г. был Ближний Восток, а не Европа. Что касается европейского экспорта, то большая часть российского мазута, который, как правило, поступает из балтийских портов, прибывает в порты Амстердам-Роттердам-Антверпен (АРА), откуда его можно легко отправлять дальше, на такие рынки, как Саудовская Аравия. Так и произошло: в октябре европейский экспорт мазута на Ближний Восток вырос на 300% по сравнению с предыдущим месяцем, при этом более 1 млн.тонн мазута ушло дальше на восток. В декабре 2020 г. эта тенденция усилилась, ближневосточным потребителям из Европы было отгружено в общей сложности 7 млн.баррелей мазута, за 19 поставок.

Такой высокий спрос на мазут привёл к пересмотру прогнозов на снижение российских поставок в ноябре-декабре 2020 г. в сторону увеличения – это в сезон, который нельзя рассматривать как пиковый. Если посмотреть на объёмы экспорта, то становится очевидным, что главный российский порт по отгрузке мазута, Усть-Луга, гораздо лучше справился со спадом спроса в этом году, чем его конкуренты в регионе. К концу года из Усть-Луги предполагалось отгрузить на экспорт 15.5 млн.тонн мазута, объём снизился всего на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; в то же время в таких портах, как Клайпеда, Рига, Силламяэ и других снижение выражалась двузначными числами. Экспорт мазута (наряду с нафтой и бензином) стал одним из немногих, которому удалось более или менее сохранить  свои позиции, достигнутые в 2019 г., сюда же относится и довольно неожиданный всплеск экспортных поставок с Дальнего Востока в мае-июле 2020 г. , когда более чем вдвое свои годовые показатели отгрузки превысил порт Находка.

Поставки российского мазута в США, 2017-2020 (тыс.бар./день)

 Каким бы значительным на первый взгляд не казалось снижение экспорта российского мазута в США, это не обязательно признак его надвигающегося прекращения. Спрос на мазут частично зависит от сезонных колебаний, поскольку зимой его потребление для выработки электроэнергии резко сокращается, потому что сокращается использование кондиционеров. В целом мазут и нефть с высоким содержанием серы по-прежнему останутся отличным сырьём для НПЗ побережья Мексиканского залива, особенно учитывая, что многие из них за последние пару лет вкладывались в мощности по десульфуризации. Таким образом, поддержание объёмов экспорта российского мазута на высоком уровне  будет во многом зависеть от  насыщения ближневосточного рынка –  причём дальнейшие всплески спроса в Саудовской Аравии или увеличение применения скубберов в районе Сингапура будут приводить к уменьшению поставок на побережье Мексиканского залива.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий