Al-Monitor: Россия теснит Турцию на Южном Кавказе

Добившись в ноябре соглашения о прекращении огня между Азербайджаном и Арменией, теперь российский президент Владимир Путин уделяет приоритетное внимание развитию транспортного сообщения в конфликтном регионе.

Первая встреча лидеров Азербайджана и Армении после полуторамесячной войны за Нагорный Карабах в прошлом году ясно показывает, что Россия восстанавливает свое лидерство на Кавказе, практически не оставляя места Турции, которая помогла Азербайджану добиться победы над противником на поле боя.

Президент России Владимир Путин принял азербайджанского президента Ильхама Алиева и армянского премьер-министра Никола Пашиняна 11 января, два месяца спустя после того, как он выступил посредником в переговорах о прекращении огня, положившем конец вооруженным столкновениям. Алиев и Пашинян, которые лишь обменялись холодным приветствием и даже не пожали друг другу руки, заняли места далеко друг от друга по одну сторону большого овального стола, в то время ка Путин восседал напротив них, как начальник, решающий проблемы и раздающий инструкции подчиненным.

В Турции социальные сети были наводнены комментариями, авторы которых задавали вопросы и высказывали мнения по поводу отсутствия на этих переговорах турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который претендует на равноправную роль, как «на местах, так и за столом переговоров». Однако, такие вопросы лишены смысла, поскольку история и природа кавказских конфликтов, зависимость Армении от России, а также давние политические и экономические связи Баку и Москвы, гарантируют последней исключительную роль в любом противостоянии или миротворческом процессе в регионе. Ереван отвергает участие Турции в послевоенном урегулировании, и это можно понять, но Москва также держит Турцию на расстоянии, раздраженная геополитическими амбициями Анкары в российской традиционной сфере влияния.

По той же причине Путин стремится свести к минимуму роль США и Франции, сопредседателей России по так называемой Минской группе ОБСЕ, созданной в девяностые годы для руководства мерами по урегулированию нагорно-карабахской проблемы. Отстранение западных держав стало источником беспокойства для Армении, но благоприятным событием для Азербайджана и Турции. В конечном итоге, переговоры по долгосрочному урегулированию рано или поздно могут вернуться в рамки Минской группы, но в настоящее время ситуация остается неопределенной.

Чтобы повлиять на этот процесс, самым смелым шагом Турции могла бы стать попытка нормализации отношений с Арменией, но такой шаг пока остается весьма отдаленной перспективой. Прекращение армянской оккупации Нагорного Карабаха было одним из условий, обозначенных Эрдоганом в протоколах о примирении, подписанных Анкарой и Ереваном в 2009 году. Это условие теперь стало неактуальным, но вместо того, чтобы разыграть карту нормализации для усиления своего влияния, Эрдоган рассчитывает на благодарность Алиева за военно-техническую помощь, оказанную Анкарой во время войны.

Как ни парадоксально, усилия Турции по расширению своего влияния на Кавказе помогли восстановить свои региональные позиции Москве. Война в Нагорном Карабахе привела к развертыванию 2000-го контингента российских военнослужащих в рамках миротворческой миссии, которая может подготовить почву для создания постоянной российской военной базы в будущем. Россия добилась такого положения, которое позволяет ей поддерживать статус-кво в Нагорном Карабахе, в то время как окончательный статус этого региона остается неурегулированным. Армяне теперь зависят от России как от гаранта так называемого Лачинского коридора, соединяющего Нагорный Карабах с территорией Армении.

Возможно, президент Алиев имеет сияющий вид после прекращения огня 10 ноября, но критически настроенные азербайджанские наблюдатели отмечают, что Баку так и не удалось восстановить суверенитет над Нагорным Карабахом. Он остался под контролем российских миротворцев. Покинувшие свои дома азербайджанцы не могут с полной уверенностью вернуться в анклав. И наконец, автомагистраль Агдере-Кельбаджар остается закрытой.

Армения, между тем, недовольна, что положение о без вести пропавших и об обмене пленными все еще остается нереализованным, несмотря на унижения, перенесенные ими в войне и отсрочку урегулирования статуса Нагорного Карабаха.

Россия, в свою очередь, хочет, чтобы обе стороны смотрели на позитивные моменты ситуации: война закончилась, 48 тысяч человек вернулись в свои дома в Нагорном Карабахе. Для Москвы этот мирный процесс продолжается, и сейчас самое время сосредоточиться на восстановлении экономики региона. Инфраструктурные проекты и транспортные коммуникации стали главной темой трехсторонней встречи в Кремле.

Согласно совместному заявлению, Россия, Азербайджан и Армения создадут единую рабочую группу, сопредседателями которой станут вице-премьеры трех стран, которая к 1 марта разработает план развития транспортного сообщения в регионе. Турция даже не была упомянута в этом заявлении, хотя она имеет отношение к рассматриваемой проблеме. Дело в том, что Турция имеет общую границу с Нахчыванской автономной республикой, азербайджанским анклавом, отделенным от основной территории Азербайджана полосой армянской земли. Соглашение о прекращении огня предусматривало организацию транспортного сообщения между Азербайджаном и Нахчываном, что подстегнуло турецкие мечты о «стратегическом коридоре» в богатый газом и нефтью Каспийский бассейн и Центральную Азию.

Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что транспортные коммуникации принесут выгоду не только Азербайджану, Армении и России, но также Турции и Ирану. Например, 7 января он сказал, что Азербайджан получит доступ к турецкому рынку через Нахчыван, что между Турцией и Россией будет установлено железнодорожное сообщение, а Армения при этом получит железнодорожное сообщение с Россией и Ираном через Азербайджан. Такие проекты, несомненно, столкнутся с недовольством и противодействием в Армении, где военное поражение привело к политическим потрясениям и вызвало резкое падение общественной поддержки премьер-министра Пашиняна.

Среди транспортных проектов основное внимание уделяется коридору между основной территорией Азербайджана и Нахчываном через 42-километровую полосу, которую образует между ними армянский район Зенгезур. На протяжении многих лет азербайджанцы были вынуждены ездить в Нахчыван через Иран, а в Турцию через Грузию.

Взамен Армения могла бы получить новые сухопутные маршруты в Россию через Азербайджан, альтернативные существующему сообщению через Грузию, которое часто нарушается из-за сильных снегопадов, ливней и оползней в Верхнем Ларсе, единственном пропускном пограничном пункте между Грузией и Россией.

Много надежд возлагается и на возрождение старого железнодорожного сообщения. Алиев уже распорядился начать работы по восстановлению железной дороги в Нахчыван. Он также рассматривает возможность расширения магистрали, связывающей Баку, Тбилиси и город Карс в восточной части Турции, чтобы соединить ее с Нахчываном.

Однако, эти транспортные проекты связаны с огромным количеством неопределенностей. Как будет обеспечиваться их безопасность? Кто станет их финансировать? Выиграют ли Армения и Азербайджан в равной степени? Насколько существенным будет участие Турции и Ирана?

Подход Алиева к этому вопросу свидетельствует о том, что все очень легко может обернуться серьезными проблемами. «Принимая во внимание, что железные дороги Армении принадлежат российской компании ОАО «РЖД», разумеется, наш партнер по переговорам – это Россия», – сказал Алиев накануне трехсторонней встречи в Москве. Однако, на самом деле дочерняя компания «РЖД» обладает правом на эксплуатацию железных дорог Армении по 30-летнему контракту, подписанному в 2008 году, который не отменяет суверенных прав Армении.

Транспортные проекты, несомненно, являются стимулом для выстраивания мирных отношений, но в регионе все еще существует конфликтный потенциал, который может подорвать усилия или привести к закрытию вновь открывшихся коммуникаций. Россия и здесь будет играть роль гаранта. Утверждение Владимира Путина о том, что эти сделки послужат, в том числе, и интересам России, не лишено оснований.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0