«Теджас» против Су-30MKI: Почему индийский истребитель «определённо лучше» российского?

Индия делает большой шаг вперёд, заключив крупную сделку по приобретению отечественного лёгкого многоцелевого истребителя «Теджас», но возникает вопрос – как он покажет себя по сравнению с российско-индийским истребителем СУ-30MKI?

В качестве серьёзного стимула для инициативы «Делай в Индии» премьер-министра Нарендры Моди, 13 января страна одобрила долгожданную сделку на 48 крор рупий с компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) по приобретению 83-х истребителей отечественной разработки «Теджас» для индийских ВВС.

Сделку превозносят как «революционный момент» для авиационной промышленности Индии, который обеспечит столь необходимый импульс государственной компании HAL, а также множеству отечественных производителей оборонной продукции.

Министр обороны Раджнатх Сингх сказал, что это решение усилит государственную программу опоры на собственные силы «Атманирбхар Бхарат», поскольку около 50% комплектующих будут производиться в Индии – к окончанию программы этот показатель может достичь 60%.

Ожидается, что поставка дополнительных 83-х истребителей отечественного производства в ближайшие годы восполнит сокращающуюся численность эскадрилий индийских ВВС. «Теджас» Mk 1A, закупаемый в рамках этой сделки, представляет собой усовершенствованную версию лёгкого многоцелевого истребителя Mk1, уже находящегося на вооружении ВВС Индии.

«Теджас» Mk 1A оснащён более современными средствами по сравнению с его более ранними версиями – это собственный радар с активной фазированной антенной решёткой, комплект средств РЭБ и ракеты для поражения целей за пределами дальности визуальной видимости. Кроме того, самолёт способен делать дозаправку в воздухе.

Однако для достижения поставленной цели и по условиям контракта HAL должна производить не менее 16 самолётов в год, а её сегодняшние мощности позволяют ей производить всего 8 машин на заводе в Бангалоре, хотя подрядчик заявил, что выполнит поставленную задачу.

ВВС надеются укомплектовать первую эскадрилью «Теджас» к 2024 году, при условии соблюдения графика поставок, а первый полёт истребителя, как ожидается, состоится к концу 2022 года. ВВС надеются что в долгосрочной перспективе нарастить свою мощь до 40 «Теджас» Mk1 и 83-х «Теджас» Mk 1A, а также примерно 6 эскадрилий «Теджас» Mk II (в настоящее время в разработке).

 «Теджас» Mk 1A против Су-30MKI

«Теджас» Mk 1A создан как сверхзвуковой истребитель, способный вести бой на любых высотах, с массой боевой нагрузки в 3500 кг и оптимальный для осуществления поддержки с воздуха. Согласно характеристикам, заявленных HAL, истребитель способен стрелять ракетами, поражающими цели за пределами дальности визуальной видимости (BVR), такими как Derby, которыми уже вооружён «Теджас», уже стоящий на вооружении ВВС.

Истребитель будет вооружён ракетами BVR отечественной разработки (ASTRA Mk 1) , заявленной как предпочтительное оружие индийских ВВС, которое, как ожидается, поможет «Теджасу» получить преимущество по ракетному вооружению перед своим аналогом Ченду FC-1 Сяолун (Китай, Пакистан).

Со всеми усовершенствованиями и новыми возможностями, добавленными к модели Mk 1A, цена истребителя выросла до 550 крор за штуку, что значительно превышает 430 крор за один Су-30MKI, производимый HAL.

Су-30MKI

Индийский самолёт имеет много преимуществ по сравнению со своим российским аналогом, в том числе малый вес и способность нести до 9 тонн полезной нагрузки. Более того, самолёт способен летать со скоростью от 1.6 до 1.8 маха на высоте 52 футов.

Кроме того, новые технологии, используемые «Теджасом» — РЛС с активной антенной решеткой с электронным сканированием, ракеты BVR, средства РЭБ и возможность дозаправки в воздухе – расширяют его возможности при проведении особо ответственных операций.

Mk 1A может поражать вражеские самолеты с гораздо большего расстояния и имеет возможность обмануть радары противника. Он оснащён таким же количеством вооружения и ракет, как и Су-30MKI, который весит гораздо больше.

Глава индийских ВВС уверен, что ВВС закупят «Теджас» Mk2, а также футуристический средний многоцелевой боевой самолёт (AMCA) в ближайшие годы, при этом  директор Индийского агентства авиационных разработок ADA пообещал, что первый полёт «Теджас» Mk2 будет осуществлён в 2026 г., а AMCA – к 2031 г.

Однако, судя по прошлому опыту, индийские государственные оборонные предприятия в выполнении запланированных задач далеко не всегда укладываются в график, и это заставляет аналитиков задуматься, будут ли оправданы все эти ожидания.

Перед тем, как «Теджас» Mk 1A сможет ослепить индийские небеса, предстоит решить ещё множество проблем – ведь самолёт ещё не летал. Первый полёт, вероятно, состоится к концу 2022 г., а в начале 2024 г. начнутся поставки – если HAL удастся увеличить свои производственные мощности с 8 до 16 ед. в год.

«Теджас» Mk 1A в сотрудничестве с конгломератом поставщиков, куда входят около 500 индийских компаний, в том числе средних, малых и микро-предприятий в области проектирования и производства.

Согласно министерству обороны, «эта программа станет катализатором преобразования индийской экосистемы производства в аэрокосмической сфере в рамках динамичной самодостаточной экосистемы «Атманирбхар».

Правительство Моди выполняет своё обещание — опираться на собственные силы в оборонном секторе, однако ещё предстоит увидеть, смогут ли отечественные технологии хорошо показать себя в войне. Масштабная инициатива по индигенизации будет означать отказ от прорывных технологий в оборонной сфере и опору на внутренний потенциал.

Некоторые эксперты считают, что Индия делает большую и рискованную ставку в том, что касается её национальной безопасности, и ещё неизвестно, окупится ли это в долгосрочной перспективе.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий