Перспективы китайско-российской коммерческой авиации

Россия извлекла урок из того, что против нее вводились санкции, которые, как по часам, продлевались каждые шесть месяцев – там поняли, что больше не могут зависеть от Запада ни в каких коммерческих отношениях. Европа продолжает покупать газ у России, а США остаются в стороне, терзаясь этим, но никак не решаются запретить Европе покупать российский газ, потому что ни у какого другого поставщика нет ни мощностей, ни инфраструктуры. Но всякий другой коммерческий товар тщательно изучается на предмет того, насколько зависит Россия от его поставок, и проводится оценка того, сколько потеряет Европа, если прекратит его продавать. И практически каждый раз в такой ситуации Европа проигрывала, поскольку нам нее оказывал давление дядя Сэм, стремящийся прекратить всякую торговлю с Россией.

Таким образом, урок состоит в том, что, во-первых, Европа бесхребетна, как кальмар, и не способна противостоять американскому давлению, и, во-вторых, США полны решимости отодвинуть Россию и никогда не отступят, пока у них есть силы для этого. Эти два фактора убеждают Россию в том, что никакое соглашение с Западом не стоит того, чтобы подписывать его, и что Россия должна делать все, что хочет, в том числе искать для себя альтернативные рынки.

Россия и ее быстро развивающийся партнер, Китай, имеют все возможности для нанесения серьезного коммерческого удара по Западу в сфере, в которой тот привык доминировать — в гражданской авиации. Партнеры могли бы сделать это простым способом — сами проектировать, производить и покупать свои собственные коммерческие самолеты.

Будущее западной гражданской авиации и так уже туманно, и этой индустрии требуются большие денежные вливания ради небольшого краткосрочного вознаграждения. Авиакомпании не могут зарабатывать деньги, когда в салоне заняты лишь каждое третье или четвертое место, в то время как люди по-прежнему боятся коронавируса, и авиаперевозчики просто борются за выживание – и ни о каком расширении нельзя и думать.

Тем не менее, когда-нибудь Запад снова захочет продавать свои авиалайнеры, и тогда он обратится в первую очередь к Китаю, крупнейшему в мире растущему рынку коммерческой авиации.

«До торговой войны Китай был крупным рынком сбыта для Boeing. Согласно годовым отчетам, в 2015 и 2016 годах продажи в Китае составили 13% и 11% от общей выручки компании соответственно. В 2015 году Китай был крупнейшим экспортным рынком для Boeing, а в 2016 году он был третьим по величине. Но за последние два года компания не продала в Китай ни одного пассажирского самолета, заявила в конце прошлого года президент Boeing China Шерри Карбэри».

По состоянию на конец 2019 года парк гражданской авиации Китая насчитывал более 3 тысяч 700 самолетов.

Заглядывая в будущее, можно сказать, что каждый гражданский тяжелый грузовой или пассажирский самолет, который покупает Китай, не является продукцией Boeing или Airbus.

Как быстро преимущество переходит к покупателю — в данном случае к Китаю — легко увидеть на примере того, как китайская компания COMAC покупает системы управления полетом в Соединенных Штатах, но при этом энергично развивает свои собственные разработки, готовясь к тому случаю, когда Америка запретит продажу из-за санкций. Соединенные Штаты очень хорошо умеют делать множество вещей, но они верят, что всегда будут единственной страной, способной производить их, и это является их ахиллесовой пятой. До недавнего времени США предполагали, что китайский рынок гражданской авиации — это их собственный рынок, и немного ворчали по поводу того, как много придется работать, чтобы не отставать от запросов Китая.

«Китай, вероятно, станет крупнейшим в мире рынком для новых больших гражданских самолетов (LCA), при этом мировые производители LCA рассчитывают продавать 100 единиц в год на китайском рынке в течение следующих двадцати лет, то есть по одной машине каждые три-четыре дня, и их общая стоимость составляет до 350 миллиардов долларов».

Многие задаются вопросом, а при чем тут Россия. Примером развития связей между Китаем и Россией можно назвать партнерство между китайской COMAC и российской ОАК по созданию дальнемагистрального двухрежимного реактивного самолета. Новый самолет, получивший обозначение CR929, как ожидается, совершит первый полет к 2025 году.

«Возможность CR929 конкурировать напрямую с Boeing и Airbus на данный момент кажется маловероятной. Более вероятно, что он, наряду с другими предложениями как от COMAC, так и от ОАК, сначала зарекомендует себя на российском и китайском рынках гражданской авиации, прежде чем будущие разработки будут широко представлены на международном уровне».

«Это долгосрочный план, который учитывает не только текущие геополитические условия, но и будущий международный порядок, который значительно больше склоняется в сторону многополярности и далек от нынешнего западного однополярного порядка».

Из всего этого следует выделить две вещи: во-первых, Запад плохо воспринимает долгосрочное планирование, и, во-вторых, решимость полагаться на санкции, даже если они ничего не достигают, учит – и возможно, уже научила — мир тому, что Запад является ненадежным коммерческим партнером.

«После прекращения существования брендов BAe, Douglas и Fokker, а также в свете неспособности производителей из Содружества Независимых Государств продавать свое оборудование китайским операторам в больших количествах, Boeing и Airbus по сути делят рынок нового оборудования. Учитывая прошлые отношения Китая с производителями из СНГ, на китайском рынке есть место для самолетов, построенных в России и Украине, если они соответствуют по характеристикам западным аналогам, имеют привлекательные цены и обеспечивается послепродажная поддержка, сопоставимая с западными производителями. Однако это окно возможностей закрывается, поскольку китайские авиакомпании вкладывают значительные средства в поддержку инфраструктуры, ориентированной на западные модели».

Складывается туманная картина. Можно себе представить, каким катастрофическим было решение подтолкнуть Россию и Китай к созданию оборонительного, коммерческого, энергетического и политического союза. Уже сейчас более реалистично выглядит краткосрочное будущее, в котором Россия и Китай все больше будут отказываться от закупок самолетов западного производства, пополняя свой парк гражданской авиации отечественной продукцией.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0