У Соединенных Штатов имеется проблема с Индией, но в сущности сама Индия здесь ни при чем, а все дело в России. В 2018 году Нью-Дели заключил соглашение о покупке пяти российских зенитно-ракетных комплексов С-400 за гигантскую сумму – 5,4 миллиарда долларов. Эта современная система противовоздушной обороны не уступает американской Patriot. Именно такая сделка в декабре 2020 года подтолкнула бывшую администрацию США во главе с Трампом к введению санкций против Турции. Теперь Индия оказалась следующей в очереди на аналогичные санкции. Не приходится удивляться, что такая перспектива серьезно обострила двусторонние отношения, поставила под угрозу американские поставки вооружений и военной техники в Индию, а также подняла вопрос о приверженности президента Джо Байдена своим предвыборным обещаниям сотрудничать с союзниками для противодействия Китаю.
Очевидно, что проблема санкций связана не столько с самой Индией, сколько с Россией. Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), принятый Конгрессом в 2017 году для того, чтобы наказать Москву за вмешательство в американские выборы 2016 года, фактически требует от президента введения санкций против любой страны, которая совершает «существенные» закупки военной техники у России. Но это было бы большой ошибкой со стороны Джо Байдена, если бы он ввел санкции против Индии.
Более того, даже наоборот: в сущности, Соединенные Штаты должны были бы приветствовать покупку Индией российских вооружений.
Если речь идет о противостоянии растущему влиянию Китая по всей Евразии, Соединенные Штаты нуждаются в Индии гораздо больше, чем Индия в Соединенных Штатах. В глазах Индии Соединенные Штаты – желанный и ценный партнер в сфере безопасности, но слишком далеко расположенный и не особенно надежный. В то же время для США Индия – это единственный союзник в регионе, который готов и способен сыграть роль противовеса Китаю. И если Вашингтон хочет, чтобы Нью-Дели помогал ему в урегулировании многочисленных тлеющих конфликтов в Восточной и Центральной Азии, придется проявить некоторую терпимость и воздержаться от санкций. Лучше упустить возможность наказать Россию, чем поймать Индию в сети CAATSA.
Индия – крупнейшая демократия мира и шестая по величине экономика планеты, которая вскоре займет пятую строчку в этом рейтинге. Кроме того, в обозримом будущем она может обойти Китай и стать самой многонаселенной страной мира. Индия – поборник стабильности в регионе Индийского океана и важный бастион против китайского экспансионизма. Она представляет собой краеугольный камень американской стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе, являясь одним из основателей формата «Quad» – объединения индо-тихоокеанских демократий. В годы холодной войны Индия была лидером движения неприсоединения. А еще она на протяжении десятилетий является крупейшим импортером российской военной техники.
Комплексы С-400 – далеко не единственный пункт в списке вооружений, которые Индия приобретает у России. Индийские ВВС летают на боевых самолетах МиГ-29 и Су-30. Ее военно-морской флот также укомплектован российскими самолетами, базирующимися на авианосце, произведенном в той же России. Кроме того, на вооружении ВМС Индии стоят несколько российских фрегатов, и скоро к ним должна присоединиться атомная ударная подводная лодка. Наконец, несмотря на начатую в последние годы модернизацию и программу импортозамещения, вооруженные силы Индии оснащены в основном российскими боевыми танками и прочей бронетехникой.
В то же время Индия никогда не была сателлитом России или Советского Союза. Она покупает вооружения у России, поскольку та является надежным коммерческим поставщиком высококачественной военной техники. Индия покупает подобное оборудование также у Франции, Израиля и в последнее время все чаще у Соединенных Штатов. Но даже без покупки систем С-400 Индия все равно подлежала бы санкциям в соответствии с законом CAATSA, принимая во внимание всю остальную технику, которую она покупает и по-прежнему будет покупать у России. Наказав Индию санкциями, Соединенные Штаты не удержат важного союзника. Напротив, так они могут лишь оттолкнуть потенциального крупного партнера и все более выгодного импортера вооружений.
А главное, ради чего? Стратегическая география Евразии гарантирует, что индийские комплексы С-400 никогда не будут повернуты против Соединенных Штатов или их союзников. И, в отличие от турецких С-400, они никогда не смогут раскрыть секреты американских истребителей-невидимок F-35, поскольку Индия не является заказчиком F-35, и едва ли она когда-нибудь подвергнется атаке этих самолетов. Единственной целью применения санкций CAATSA к Индии может быть наказание России, то есть именно то, для чего этот закон и был принят. Этот случай – хороший пример, иллюстрирующий, что может пойти не так, когда Конгресс США берет на себя прерогативу определять внешнюю политику страны.
Основной целью связанных с Россией положений CAATSA было давление на Москву, чтобы она прекратила свои недружественные операции в киберпространстве. Отдельные положения закона направлены против Ирана и Северной Кореи. Конгресс вполне может считать, что любой инструмент, ограничивающий российский оборонный экспорт, приносит пользу США, и, пожалуй, всему миру. Но тщательный анализ евразийской геополитики свидетельствует об обратном.
Осложняющим фактором здесь является Китай. На данный момент Индия – крупнейшее направление российского военного экспорта, на долю которого, согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в период с 2010 по 2019 год приходилась почти треть общего объема ежегодных поставок. До 2018 года Пекин быстро догонял Нью-Дели по закупкам передовых российских вооружений, в то время как Китай сталкивался с большими трудностями в разработке собственных высокотехнологичных компонентов, таких как реактивные двигатели.
Однако отношения в сфере оборонных закупок между ними практически прекратились в 2019 году из-за обвинений со стороны России в том, что Китай занимается обратным инжинирингом запатентованных технологий. В результате Россия стала крайне неохотно продавать небольшие партии военной техники Китаю, чтобы не позволить ему копировать образцы вместо того, чтобы размещать крупные заказы на само изделие.
Статус Индии как лучшего клиента России, причем честного клиента, дает Индии огромные рычаги влияния на российский режим, постоянно стесненный в средствах. Например, когда в прошлом году на границе в Ладакхе вспыхнули боевые действия между Индией и Китаем, Россия, похоже, поддалась давлению Индии и прекратила поставки С-400 в Китай. Индийский спрос имеет решающее значение для того, чтобы Россия могла поддерживать в рабочем режиме свою оборонную индустрию. Возможно, это звучит не особенно приятно для Соединенных Штатов. Но если вдуматься, поскольку Россия также поставляет вооружения другим странам, которые озабочены растущими амбициями Китая, фактически российская оборонная индустрия защищает интересы Соединенных Штатов по всей Евразии.
Если Соединенные Штаты хотят сдерживать Китай, Россию или обе эти страны, им необходимы другие страны, которые взяли бы на себя самую тяжелую работу, по крайней мере, на суше. Индо-Тихоокеанская стратегия США в основном носит морской характер, и поскольку Соединенные Штаты сворачивают военное присутствие в Афганистане, маловероятно, что значительные сухопутные силы США когда-либо вернутся на азиатский материк, за исключением 8-й армии, дислоцированной в Южной Корее.
Таким образом, прочные российско-индийские отношения – лучшая гарантия того, что Китай не будет оказывать чрезмерного влияния на сравнительно уязвимые страны Центральной Азии. Кроме того, это наиболее вероятный путь к стабильному будущему для Афганистана, где Индия поддерживает значительное дипломатическое присутствие.
Успешно развивающиеся отношения между Индией и Россией также более предпочтительны по сравнению с альтернативным сценарием, который сводится к тому, что Индия становится верным союзником США, а отчаявшаяся Россия вынуждена смириться с ролью младшего партнера в обновленном китайско-российском альянсе. Главная ценность Индии для Соединенных Штатов заключается в том, что она является независимой державой. Вашингтон совершенно не заинтересован в том, чтобы брать на себя дополнительные обязательства по обеспечению безопасности в Кашмире или Гималаях. Между тем, относительно равноправные отношения между Россией и Индией обеспечивают стабильное партнерство, которое способствует сохранению мира без превосходства одной из сторон.
Джо Байден не может добросовестно утверждать, что закупки российского оружия Индией не являются «значительными» по масштабу, а име6нно это и является главным критерием применения санкций. Чтобы соблюсти закон, он должен обратиться к нормам CAATSA. Однако, он может и должен отказаться от применения санкций на основании исключения, встроенного в этот закон. Оно является очень узким, и ему, вероятно, потребуется некоторая креативность, чтобы оправдать его применение. Тем не менее, заинтересованность США в том, чтобы удержать Индию на своей стороне, настолько велика, что не будет большого греха в том, что небольшая хитрость поможет предотвратить серьезную ошибку, угрожающую национальной безопасности самой Америки.