Китай и Россия уязвимы из-за зависимости от доллара при введении Западом новых санкций

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров начал визит в Китай на этой неделе с призыва к Москве и Пекину уменьшить свою зависимость от доллара и западных платёжных систем и дать отпор тому, что он назвал идеологической повесткой Запада.

Это последовало после нескольких лет портящихся отношений между США и Китаем из-за торговли и проблем национальной безопасности, а также после давней напряжённости между Россией и США.

Самое недавнее событие это ввод Соединёнными Штатами, ЕС, Великобританией и Канадой санкций против нескольких китайских высокопоставленных чиновников за предполагаемые нарушения прав человека в Синьцзяне, что открывает путь к возможным совместным санкциям.

Риски зависимости от доллара

Глобальное доминирование доллара даёт Соединённым Штатам непомерное влияние на мировую финансовую систему, а их действия против зарубежных компаний могут иметь далеко идущие последствия, с учётом того, что у них крупнейшая экономика мира и это родина ряда крупнейших мировых компаний.

При таком влиянии доллара и американских банков в глобальных финансовых потоках, Соединённые Штаты занимают доминирующее положение в SWIFT, бельгийской службе обмена финансовыми сообщениями — сети, которую банки используют для транзакций по всему миру. Теоретически США могут использовать своё влияние, чтобы ограничить другим странам доступ к глобальной финансовой системе.

Лидер Гонконга Карри Лам заявила в прошлом году, что она вынуждена складывать наличные деньги дома, поскольку не может открыть банковский счёт в этом мировом финансовом центре после того, как Вашингтон ввёл против неё санкции после введения Пекином в городе закона о национальной безопасности.

Что уже сделал Китай?

Стремясь снизить свою зависимость от доллара, Китай настаивает на превращении юаня в мировую резервную валюту на фоне страхов об углублении финансовой войны с Соединёнными Штатами.

С этой целью он использует свою Инициативу Пояса и Пути для продвижения торговли на юани и уже подписал ряд соглашений о валютных свопах в со многими странами-участниками инициативы, включая Россию.

Кроме того, Пекин поощряет использование отечественного аналога SWIFT, системы клиринговых и расчётных услуг CIPS, в которой обрабатывалось в 2019 г. транзакций на 135.7 млрд. юаней (19.4 млрд. долларов) в день, по данным  CIPS. Однако большинство трансграничных транзакций Китая по-прежнему производятся в долларах и через систему SWIFT.

Между тем доля государственных казначейских обязательств США в золотовалютных резервах Китая в октябре упала до самого низкого уровня с 2017 г., но потом опять выросла, согласно данным Министерства финансов США.

Что сделала Россия?

Россия уже много лет предпринимает шаги, чтобы уменьшить свою зависимость от доллара, особенно после ухудшения отношений с Западом из-за захвата Крыма в 2014 г. и её роли в украинском кризисе.

Россия и Китай также стремятся сократить долю доллара США в двусторонней торговле, причём доля доллара в российском экспорте в Китай за первые три квартала 2020 г. сократилась до 61% по сравнению с общим объёмом в 90% в 2013 г., по данным российского Центробанка.

В январе у России казначейских обязательств США было на 6.15 млрд. долларов, что значительно меньше рекордных 176.3 млрд. долларов, которыми она владела в октябре 2010 г.

Как и Китай, она намерена создать собственную систему банковских сообщений, SPFS, в  качестве альтернативы SWIFT. Её собственная платёжная система  «Мир»  начала работать в 2015 г. и за последние годы значительно расширила роль своего расчётно-клирингового центра.

В феврале Россия заявила также, что добавила юань и японскую йену в свой Фонд национального благосостояния, чтобы диверсифицировать его сбережения.

Что дальше?

Поскольку в 3-м квартале 2020 г., по данным МВФ, в мире около 56% резервов центробанков хранятся в долларах, он по-прежнему остаётся предпочтительной мировой валютой.

Юань ещё не скоро его догонит.

Мировые центробанки держат всего 2% своих резервов в китайских юанях, хотя аналитики Morgan Stanley прогнозируют, что эта доля вырастет к 2030 г. до 10%.

Однако интернационализация юаня, похоже, вызывает новый энтузиазм на фоне страхов, что всё пойдёт по худшему сценарию, при котором Китай отключат от расчётов в долларах, либо Вашингтон заморозит или конфискует часть огромных долговых обязательств США, имеющихся у Китая.

Центробанк Китая призвал финансовые организации расширять торговлю в юанях и отдавать приоритет использованию местной валюты в прямых инвестициях. Пекин форсирует также планы по созданию собственной цифровой валюты.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий