Преследование исключительно краткосрочных целей может привести США к крупным стратегическим ошибкам

С тех пор как Джо Байден вступил в должность, американская внешняя политика подверглась существенной корректировке. Судя по всему, Вашингтон, каким мы его знали, вернулся на мировую арену. Несмотря на то, что дипломатическое мировоззрение администрации Байдена ни при каких обстоятельствах уже не станет вновь таким, каким оно было в годы президентства Барака Обамы, все же оно представляет собой смесь политического наследия двух последних предшественников Байдена.

Это отчетливо отражается в политике Вашингтона в отношении Пекина и Москвы. Менталитет противостояния, сохранившийся в американской политике со времен холодной войны, не развеялся, а напротив, продолжает усиливаться под лозунгом Байдена об объединении союзников США и формировании ценностно-ориентированной дипломатии. Вашингтон делает очередную стратегическую ошибку.

На политическом уровне администрация Байдена не прекращает оказывать давление на Китай и Россию. Однако, это лишь даст двум странам дополнительные основания для координации действий по вопросам, связанным с США.

Правительство США еще не завершило всестороннюю оценку своей стратегии и политики в отношении Китая. Однако, Вашингтон недвусмысленно заявил, что рассматривает Пекин как «самого серьезного соперника», и сделал сдерживание роста глобального влияния Китая своим главным геополитическим императивом. Вашингтон утверждает, что стремится к «конкуренции без катастрофы» с Пекином и намерен получать преимущества, укрепляя при этом свое так называемое моральное лидерство. Таким образом США надеются победить в стратегическом соревновании, которое будет определять ландшафт всего мира в XXI столетии.

Что касается России, администрация Байдена по-прежнему видит в действиях Москвы угрозы национальной безопасности Соединенных Штатов. У нее нет ни малейшего желания нормализовать американо-российские отношения в обозримом будущем. Вашингтон обвиняет Россию во вмешательстве в президентские выборы в США. Кроме того, он использует историю с Навальным в качестве предлога для введения санкций против России в координации с Европой. Отношения между двумя странами достигли в последнее время нового антирекорда.

В годы президентства Дональда Трампа некоторые представители американского стратегического сообщества предполагали, что Вашингтону стоило бы смягчить отношения с Москвой. Некоторые эксперты даже выдвигали идею привлечения Москвы на сторону Америки для совместного противостояния с Китаем. Однако, администрация Байдена предпочитает курс конфронтации с обеими странами одновременно. Это недвусмысленно свидетельствует о том, что Вашингтон утратил столь необходимую способность исправлять свои стратегические ошибки при изменении ситуации.

С одной стороны, администрация Байдена признает реальность относительного ослабления Соединенных Штатов на мировой арене. И в то же время она считает, что мир и развитие больше не являются основой международной ситуации, и лишь путем соперничества Соединенные Штаты смогут вернуть себе лидирующие позиции. Поскольку Европа – один из союзников США, Китай и Россия естественным образом представляются Вашингтону самыми сильными противниками.

Однако, администрация Байдена изменила способ конкуренции. Вместо того, чтобы использовать грубую силу или сражаться в одиночку, как это делал Трамп, теперь Вашингтон делает акцент на ценностно-ориентированной дипломатии, чтобы сформировать западный консенсус. Таким образом, Соединенные Штаты снижают давление конкуренции посредством  системы альянсов, в расчете на то, что такая блоковая конфронтация поможет им завоевать доминирующее положение.

С другой стороны, дипломатия является продолжением политики внутри страны. Внутренняя политика Соединенных Штатов все больше превращается в важный фактор формирования внешней политики. Хотя передача власти давно завершилась, США до сих пор окончательно не перешли от «трампизма» к «байденизму». Силы, которые поддерживают Трампа, все еще существуют. Более того, американская политика в отношении России и Китая во многом определяется внутренней политикой.

До промежуточных выборов 2022 года, или даже до следующих президентских выборов 2024 года внешняя политика едва ли может принести Байдену и его Демократической партии дополнительные голоса. Американскую общественность гораздо больше волнует, сумеет ли правительство вывести страну из пандемии и реанимировать экономику. В такое время, когда политическая поляризация в Соединенных Штатах продолжает усиливаться, Байден не пойдет на компромисс с  республиканцами. В таком случае он может быть вынужден пойти на уступки во внешней политике и выбрать более жесткий курс в отношении Китая и России.

Таким образом, поскольку администрация Байдена продолжает называть Китай и Россию «стратегическими соперниками», она может лишь приспосабливаться к тем или иным методам соперничества в каждой конкретной ситуации. Она вынуждена улаживать разногласия в обмен на поддержку республиканцев и их сотрудничество во внутренних делах. Соединенные Штаты нацелены только на сиюминутные выгоды, независимо от того, к чему это приведет в более долгосрочной перспективе. Однако, если Вашингтон будет по-прежнему придерживаться конфронтационного мировоззрения в духе холодной войны, это будет крупной ошибкой, которая вполне может привести к стратегическому поражению.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий