В феврале 2021 года российская компания «Новатэк» и китайская Shenergy подписали новый газовый контракт, который подчеркивает приоритетное значение энергетических связей в китайско-российских отношениях. По условиям этого соглашения «Новатэк» будет поставлять около 3 миллионов тонн сжиженного природного газа (СПГ) в шанхайские терминалы Shenergy ежегодно в течение пятнадцати лет.
Газ будет поступать с гигантского проекта «Арктик СПГ-2» на полуострове Ямал, в котором в качестве акционеров участвуют китайские государственные корпорации China National Petroleum Corporation (CNPC) и China National Offshore Oil Corporation (CNOOC). С введением в строй первой очереди в 2023 году «Арктик СПГ-2» будет важным козырем Кремля в газовой геополитике и освоении российской Арктики.
Поскольку большая часть продукции «Арктик СПГ-2» предназначена для Азиатско-Тихоокеанского региона, этот проект внесет свой вклад в огромный рост регионального потребления газа, который ожидается в ближайшие десятилетия. Это позволит Москве состязаться за долю газового рынка с СПГ-сверхдержавами, такими как Катар и Австралия.
«Арктик СПГ-2» удвоит производственную мощность интегрированного проекта «Ямал СПГ» и станет краеугольным камнем арктической стратегии Москвы на период до 2035 года, а также важным фактором роста перевозок по Северному морскому пути. Помимо этого, проект предоставит новый дипломатический инструмент для обхода санкций, изолирующих Россию от западных финансовых рынков, поскольку он вызывает интерес многих институтов как в Азии, так и в Европе.
Упомянутое соглашение будет способствовать дальнейшему развитию «разворота России к Азии», стратегического маневра, предпринятого Москвой после присоединения Крыма в 2014 году. По словам председателя правления «Новатэка» Леонида Михельсона, соглашение с Shenergy отвечает стратегии диверсификации поставок, направленной на «обеспечение потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе экологически безопасным природным газом на многие десятилетия».
В этом отношении «Арктик СПГ-2» имеет ключевое значение для развития азиатской стратегии компании. Это также укрепит позиции «Новатэка» как лидера по производству СПГ в его соперничестве с государственным гигантом «Газпромом» как на внешнем, так и на внутреннем газовом рынке. Кроме того, крупная сделка с Китаем станет оправданием той широкой поддержки, которую компания получала от Кремля в течение последних десяти лет.
Как и другие производители, «Новатэк» сократил капитальные затраты и объявил о возможной задержке в осуществлении его арктических проектов в связи с пандемией Covid-19. Компания по-прежнему готова идти на смелые логистические и маркетинговые маневры, чтобы воспользоваться преимуществами круглогодичной навигации по Северному морскому пути, которая может начаться раньше, чем ожидалось. Для достижения этой цели Москве потребуются значительные инфраструктурные инвестиции и новые транспортные мощности по всему арктическому региону. В соответствии со своей стратегией «Новатэк» планирует до конца первого полугодия нынешнего года привлечь около 11 миллиардов долларов иностранных инвестиций для завершения строительства завода «Арктик СПГ-2».
Пандемия коронавируса не снизила китайский спрос на газ. Президент Си Цзиньпин провозгласил амбициозные «климатические» цели, пообещав достичь нулевого уровня выбросов углерода к 2060 году, и лично одобрил долгосрочный переход с угля на природный газ как средство восстановления благоприятной окружающей среды. В первой половине 2020-х годов Китай, скорее всего, станет крупнейшим импортером СПГ в мире, увеличив потребление на 100-300 миллиардов кубометров.
Пекин провел беспрецедентные рыночные реформы в своей энергетической системе. Кроме того, он лишил национальные нефтяные компании прерогативы координации газовой политики, учредив новую компанию в области транспортировки и хранения углеводородов PipeChina. Это побуждает иностранные и отечественные компании, включая Shenergy, инвестировать в газификацию Китая, тем самым усиливая конкуренцию. Shenergy обеспечивает более 90% потребления газа шанхайским мегаполисом, и контракт с «Новатэком» будет способствовать расширению использования газа в местном энергобалансе.
Энергетическая система Китая подверглась сильному стрессу в экстремальных погодных условиях зимой 2020 года. Сочетание экономических стимулов, ограничения внутренних цен и аномально холодной зимы вынудили Пекин значительно увеличить импорт газа, в том числе и из российско-китайского газопровода «Сила Сибири». По мере того как Китай будет ускорять свой переход с угля на газ, страна, скорее всего, столкнется с новыми стратегическими вызовами, связанными с растущей внешней зависимостью.
Когда-то считавшееся слабым звеном экономическое сотрудничество между Китаем и Россией продемонстрировало способность противостоять политическим и финансовым потрясениям, а сырьевые товары и нефть стали драйвером роста двусторонней торговли. Си Цзиньпин и Владимир Путин поставили цель удвоить товарооборот и довести его до 200 миллиардов долларов к 2024 году. В долгосрочной перспективе природный газ может способствовать расширению коммерческого партнерства за счет привлечения инвестиций в инфраструктуру. Поскольку Россия и Китай реформируют отечественный газовый сектор, сделка «Новатэк» –Shenergy может помочь синхронизировать планы двух стран, одновременно демонстрируя рост взаимного доверия.
Учитывая взаимосвязь перехода на возобновляемые источники энергии и газовой геополитической динамики, углубление энергетических связей может привести к непредвиденным изменениям в китайско-российских отношениях. Это требует тонкого баланса между государственными и рыночными интересами для сохранения стабильности стратегического партнерства между Пекином и Москвой.