Российские усилия по развитию Северного морского пути встречают скептицизм

С тех пор, как контейнеровоз «Ever Given» сел на мель в Суэцком канале и блокировал на неделю важнейшую артерию мировой торговли, Северный морской путь (СМП), проходящий вдоль арктического побережья России, привлек всеобщее внимание в качестве предполагаемого альтернативного морского маршрута. Естественно, главным сторонником такого развития событий является Москва.

СМП имеет одно явное преимущество перед Суэцким каналом. Доставка грузов по этому маршруту занимает значительно меньше времени, поскольку протяженность Полярного круга вдвое меньше, чем Тропика Рака, к которому близок Суэцкий канал. Однако, наряду с этим, имеется несколько крупных негативных моментов, затмевающих это преимущество. По всей видимости, главным контраргументом являются издержки.

В настоящее время стоимость перевозок по СМП примерно в два раза дороже, чем через Суэцкий канал. Чтобы противостоять этому негативному фактору, российские должностные лица пытаются расширить популярность этого водного пути, искусственно занижая стоимость перевозок.

Вице-премьер России Юрий Трутнев заявил, что транспортировка грузов по СМП в настоящее время должна быть не выше, чем по южному маршруту, а в долгосрочной перспективе она должна стать даже дешевле, чем доставка через Суэцкий канал. Чтобы достичь этого, по словам Трутнева, Москва готова создать отдельную государственную программу и профинансировать ее, чтобы снизить издержки, связанные с перевозкой грузов через Арктику.

Однако есть и другой негативный фактор, которому гораздо труднее противостоять: ущерб окружающей среде. Среди тех, кто возражает против идеи роста объема перевозок по СМП, – глобальный перевозчик Mediterranean Shipping Company (средиземноморская судоходная компания). MSC неоднократно подчеркивала свое неприятие Северного морского пути, ссылаясь на экологические соображения. По мнению представителей компании, увеличение морских перевозок по Северному морскому пути приведет к значительному экологическому ущербу, включая сокращение биологического разнообразия, ускорение таяния ледников и дальнейшее глобальное потепление в результате роста углеродных выбросов, загрязнения атмосферы и потенциальных разливов нефти.

По словам генерального директора MSC Сорена Тофта, его компания является ответственным и экологически сознательным перевозчиком, и поэтому решение об отказе от использования северного маршрута было очевидным. Об этом сообщает новостной портал судоходства и логистики Ajot.

Наконец, третий фактор: обескураживающая статистика разрешений на перевозку и навигацию. Это еще одно серьезное препятствие, с которым сталкивается российское правительство. В первые три месяца 2021 года через СМП было перевезено более 7,5 миллиона тонн, что на 3,9 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, как сообщает ресурс PortsNews, за первый квартал в акватории СМП было зарегистрировано всего 56 навигационных разрешений, что на 10 процентов меньше, чем в прошлом году.

Сочетание экономических компенсаций, которые готова взять на себя Россия, и проблем, связанных с пропускной способностью Суэцкого канала, делает СМП потенциально целесообразным и реалистичным вариантом. Однако вопрос о том, насколько привлекательным он окажется в долгосрочной перспективе, является весьма спорным и его еще предстоит выяснить.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий