19 апреля 2021 года Россия заявила о нанесении авиаударов по целям в северо-восточной части сирийского города Пальмира. «Уничтожено два схрона, до двухсот боевиков, 24 пикапа, оснащенных крупнокалиберными пулеметами, а также около 500 килограммов боеприпасов и компонентов для создания самодельных взрывных устройств», – сообщило Министерство обороны.
Целью ударов была замаскированная база, где террористические группировки организовывали теракты в Сирии и производили взрывчатку. В частности, они планировали нападения на государственные органы в больших городах с целью дестабилизации обстановки в стране накануне президентских выборов. Голосование назначено на 26 мая 2021 года.
Последовательная поддержка режима президента Башара аль-Асада со стороны России является явным признаком того, что сирийская стратегия Вашингтона дала противоположный результат. Вместо расширения однополярной гегемонии интервенционистская тактика Америки укрепила связи между ее противниками. С начала империалистической войны в 2011 году Сирия сформировала прочный альянс с Россией.
Россия – давний союзник сирийского режима, и приверженность Москвы своим союзническим обязательствам в отношении Дамаска и лично Асада была очевидна с самого начала войны. Россия неоднократно накладывала вето и блокировала попытки ввести санкции и иные карательные меры против сирийского режима в Совете Безопасности ООН.
Президент Владимир Путин пояснил свою позицию в интервью газете «Московские новости» 27 февраля 2012 года, заявив: «Мы против принятия Советом Безопасности резолюций, которые могут быть интерпретированы как зеленый свет для военного вмешательства во внутренние дела Сирии».
Россия использовала конфликт в Сирии, чтобы восстановить свой авторитет мировой державы. Расширение организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейского Союза (ЕС) на восток в период политической слабости России после 1990 года обусловили решимость возродить глобальный статус страны, что и произошло после того, как экономика и военный потенциал были восстановлены при Путине.
Россия и Китай выступают против мирового порядка, основанного на гегемонии США. Их цель — многополярный мир, в котором уважение к государственному суверенитету и авторитету Совета Безопасности ООН являются ключевыми принципами, позволяющими сдерживать западный интервенционизм. После того, как Запад злоупотребил гуманитарной резолюцией СБ ООН для операции по смене режима в Ливии, они начали активно защищать эти принципы, чтобы сдержать американский интервенционизм в Сирии.
Российские официальные лица считали, что их намеренно ввели в заблуждение в случае с Ливией. Российская компания «Рособоронэкспорт» потеряла контракты по меньшей мере на 4 миллиарда долларов. Между тем, энергетическая компания «Газпром» лишилась нескольких миллиардов долларов из-за срыва соглашений по разведке и добыче природных ресурсов, подписанных с режимом Каддафи до его свержения в 2011 году. С гибелью Каддафи Россия потеряла также политического союзника, который поддерживал с Москвой относительно неплохие политические отношения.
Москва воспринимала возможное свержение сирийского режима как серьезную угрозу своим национальным интересам. Дело в том, что такой исход привел бы к ослаблению ее влияния на Ближнем Востоке и укреплению позиций США и их союзников, а также росту исламских фундаменталистских движений, которые российское правительство рассматривало как потенциальный вызов своим позициям не только на Ближнем Востоке, но также на Кавказе и в Центральной Азии.
Российский военно-морской центр в сирийском городе Тартус был важным активом для геополитических интересов страны, и он являлся единственной военной базой за пределами территории бывшего Советского Союза, имевшей прямой выход к Средиземному морю. Эта база служила повышению оперативных возможностей России в регионе.
В январе 2017 года Россия и Сирия подписали соглашения, расширяющие контроль Москвы над портом Тартус. Сделка сроком на 49 лет позволяет Москве углубить этот средиземноморский порт, установить плавучие причалы и провести ремонтные работы. В случае, если ни одна из сторон не выразит возражений, эта сделка может быть автоматически пролонгирована еще на 25 лет.
За период после 2015 года российские экономические связи в Сирии значительно возросли. Так, российская компания «Адыг-Юрак» из города Майкоп (Адыгея) стала пионером российско-сирийского экономического сотрудничества, установив тесные отношения с владельцем сирийской Aman Group. В сентябре 2018 года сирийские государственные структуры подписали ряд контрактов на общую сумму 19,7 млн долларов на покупку тяжелой техники у России для использования в строительной индустрии.
Нефтегазовые запасы Сирии также привлекли интерес российских компаний. В декабре 2016 года компания «Евро Полис» подписала с правительством сделку, предусматривающую, что Россия будет получать четверть нефти и газа, добываемых с месторождений, возвращенных под контроль Дамаска. Взамен Россия обязалась предоставлять вооруженные силы, которые вносили бы свой вклад в борьбу с террористической организацией ДАИШ (ИГИЛ) и изгнание боевиков из этих районов.
В июне 2017 года Асад заключил контракт с российской компанией «Стройтрансгаз» на добычу 2,2 миллиона тонн фосфата в год из шахт в центральной Сирии сроком на пятьдесят лет. Общий объем экспорта фосфатов в предвоенном 2010 году оценивался в сумму, превышающую 200 миллионов долларов. В период с 2009 по 2011 год на Сирию приходилось почти 20 процентов европейского импорта фосфатов. К началу 2018 года, когда администрация Асада укрепила свою власть, некоторые страны ЕС снова начали закупать фосфаты в Сирии, хотя и в гораздо меньших количествах.
С введением евро-американской блокады против Сирии Россия, в партнерстве с Ираном, помогает стране осуществлять восстановление экономики, поставляя основные товары на сирийский рынок. Российские танкеры доставляют в Сирию большое количество пшеницы. Согласно прогнозам, российские поставки помогут удовлетворить потребности страны до середины 2022 года. Последовательное поступление грузов с пшеницей в Сирию свидетельствует о ликвидации тяжелого хлебного кризиса, который сирийцы переживали на протяжении нескольких месяцев. Похоже, что Вашингтон проигрывает свою войну против Сирии на всех фронтах.