Тед Гален Карпентер: Америке пора излечиться от «клиентита» в отношении Украины

Одной из наиболее опасных болезней для лидеров любой крупной державы является «клиентит» — готовность поставить интересы иностранного союзника наравне или даже выше национальных интересов своей собственной страны. Похоже, у американских высокопоставленных чиновников тяжелый случай этого заболевания в отношении Украины.

У Соединенных Штатов нет никаких договорных обязательств по защите Украины от ее противников. Несмотря на то, что Джордж Буш-младший и Барак Обама оказывали давление на союзников по НАТО с целью принятия Киева в альянс, Германия, Франция и другие ключевые европейские страны НАТО упрямо противились этому. А поскольку Украина была частью Советского Союза до распада страны в 1991 году, никто в Америке всерьез не рассматривал эту страну как объект значимых, и тем более ключевых, интересов США.

Однако на протяжении последнего десятилетия или около того правящие круги США стали вести себя так, будто Украина жизненно важна для безопасности Америки и, следовательно, заслуживает полной и безоговорочной поддержки Вашингтона. Администрация Обамы бесстыдно вмешивалась во внутренние дела Украины, помогая свергнуть законно избранное, пророссийски настроенное правительство и установить в Киеве лояльный клиентский режим. Администрация Трампа одобрила многочисленные поставки вооружений Украине и отправку инструкторов для обучения украинских войск, а администрация Байдена еще более активно проводит ту же политику.

Пресс-релиз Белого дома от 2 апреля подтвердил, что в телефонном разговоре с украинским президентом Зеленским Байден «заверил его в непоколебимой поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины перед лицом продолжающейся российской агрессии на Донбассе и в Крыму». Другие высокопоставленные должностные лица действующей администрации, включая Министра обороны Ллойда Остина и госсекретаря Энтони Блинкена, также сделали подобные заявления. Что еще хуже, внешнеполитическая команда Байдена втягивается в кампанию бряцания оружием, решительно давая понять, что Соединенные Штаты готовы даже вступить в войну, чтобы поддержать Украину в ее нынешней конфронтации с Россией.

Эта кардинальная трансформация политики Вашингтона сопровождается все более вопиющими проявлениями сервильного «клиентита» со стороны официальных лиц США. Так, недавно имел место поистине шокирующий инцидент. Ветеран международных отношений Мартин Сифф в одной из своих статей описывает, как военный атташе посольства США в Киеве полковник Бриттани Стюарт посетила подразделение украинской армии, противостоящее сепаратистскому ополчению Донбасса, чтобы продемонстрировать солидарность Соединенных Штатов с усилиями Киева по подавлению восстания.

Сам по себе этот шаг уже был весьма сомнительным, но фотографии визита запечатлели знаки различия украинских вооруженных сил на ее униформе, что является совершенно неподобающим поведением для американского офицера. Что еще хуже, речь идет, судя по всему, об эмблеме «Украина или смерть» (или «мертвая голова»), корни которой восходят к нацистским войскам СС и их украинским союзникам в годы Второй мировой войны. Если это правда, такая демонстрация свидетельствует об американской поддержке не только агрессивной политики Киева на Донбассе, но и самых ультранационалистических, даже  неонацистских элементов на Украине.

В последние годы высокопоставленные представители дипломатического корпуса Вашингтона демонстрируют беззастенчивую, совершенно некритичную поддержку любых действий Украины. Это стало очевидным в ходе слушаний в Палате представителей по вопросу об объявлении импичмента президенту Дональду Трампу за то, что тот якобы незаконно требовал от Киева услуги за услугу.  Уильям Тейлор, который в середине 2019 года временно исполнял  обязанности посла США в Киеве, был довольно откровенен по поводу своих мотивов для свидетельствования против Трампа, заявив, что он хочет «проинформировать комитет о своих взглядах на стратегическое значение Украины для Соединенных Штатов». Тейлор рассказал, какую тревогу он и его коллеги испытывали в связи тем, что администрация Трампа задерживает доставку обещанной военной помощи Киеву. «Украинцы воевали с русскими и рассчитывали не только на военную подготовку и поставку вооружений, но и на заверения в поддержке со стороны США».

Временами казалось, что Тейлор – не американский посол на Украине, а украинский посол в США. В последующем комментарии для New York Times он поднял важность Украины до беспрецедентной высоты. «Украина защищает не только саму себя, но и весь Запад от нападения России, – написал Тейлор. – Если Украина победит, мы все победим. Отношения между Соединенными Штатами и Украиной имеют решающее значение для нашей национальной безопасности… Через Украину проходит линия фронта в борьбе между демократиями и автократиями, в соперничестве между свободой и несвободой». Аналогичные подходы проявились и в показаниях бывшего посла в Киеве Мари Йованович (которую Трамп сместил с ее поста в октябре 2019 года), заместителя помощника госсекретаря Джорджа Кента, а также сотрудника Национального совета безопасности Алекса Виндмана.

Так, Кент подчеркнул, что «мы сосредоточили свои объединенные усилия на поддержке Украины в ее борьбе за дело свободы и независимости от российского господства».  Он также добавил: «У Соединенных Штатов, безусловно, есть четкие национальные интересы, поставленные на карту на Украине. Успех Украины в полной мере отвечает нашим интересам в Европе в том виде, в каком мы их определяем на протяжении последних 75 лет». При этом он проигнорировал очевидный факт, что Украина стала независимым государством всего 28 лет назад, не говоря уже о том, что ни словом не пояснил, в чем состоят «четкие национальные интересы США». В своих показаниях Кент даже назвал Майдан, государственный переворот 2014 года, который привел к власти пронатовский  режим, «революцией достоинства». Как правило, этот термин используют в хвалебном смысле украинские националисты. Как и Тейлор, Кент до такой степени идентифицировал себя с интересами украинского режима, что это не могло не вызвать тревоги.

Виндман также подчеркнул свое полное согласие с тем, что «Украина имеет стратегическое значение как бастион на пути российской агрессии». В некотором смысле его приверженность интересам Украины и ее антироссийской политике была даже более явно выраженной по сравнению с коллегами. Он родился на Украине, и его семья покинула Советский Союз сорок лет назад. Риторика Виндмана, как в ходе слушаний в Конгрессе, так и в публичных выступлениях, свидетельствовала о нескрываемой враждебности в отношении России и российского правительства. Украинские лидеры считали его настолько ценным союзником, что, по собственным словам Виндмана, Киев трижды в разное время предлагал ему занять пост министра обороны.

Такой «клиентит» крайне опасен для соединенных Штатов. Чиновники, страдающие этим заболеванием, готовы ввергнуть собственную страну в войну, которая может закончиться ядерной катастрофой для всей планеты. Поразительно, но они на самом деле готовы сделать это для страны, которая не имеет особого значения для Соединенных Штатов. Это безответственное поведение, и всех должностных лиц, придерживающихся подобной позиции, необходимо сместить со своих постов.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий