Джоучен Мао, аналитик A K E International по Азиатско-Тихоокеанскому региону, руководитель консультационной группы по глобальным рискам и безопасности и эксперт по внешней политике Китая в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета рассказал, как напряжённость в отношениях с Западом сблизила Китай и Россию. Он объяснил, что главный фактор это «уязвимость» Китая в плане доступа к ресурсам, который ему необходимо поддерживать, чтобы оставаться сильным. Он рассказал о том, как различные проекты по торговле энергоносителями по всему миру стали важной сетью обеспечения безопасности Китая и связующим фактором в отношениях с другими странами на фоне опасений, что цепочки поставок могут быть разорваны из-за напряжённых отношений с Западом.
Г-н Мао указал, что Китай рассматривает нехватку собственных ресурсов как своё слабое место, и поэтому для удовлетворения высокой потребности в ресурсах, в большой степени полагается на Россию и Ближний Восток, налаживая с ними более тесные связи. По его словам, восточноазиатская «мастерская мира» в течение многих лет полагалась на импорт нефти и газа из России Центральной Азии, и это сблизило обе страны, поскольку Россия рассматривает Китай как основной рынок для экспорта нефти и газа.
По словам г-на Мао, отчасти и это привело к установлению отношений взаимовыгодного партнёрства между Москвой и Пекином на фоне напряжённости с Западом.
Однако эти отношения не гарантированы, и, несмотря на более тесные связи, обе страны, по выражению эксперта, остаются «заклятыми друзьями», , а напряжённость связана с влиянием в Центральной Азии.
Далее он подчеркнул, что для Китая борьба с уязвимостью в отношении обеспечения ресурсами это вопрос выживания. Еще одним примером признания Китаем этой уязвимости, особенно его чрезмерной зависимости от импорта газа и нефти с Ближнего Востока, является такое «узкое место», как Малаккский пролив.
По словам эксперта, «Китай с начала 2000-х годов рассматривает Малаккский пролив как свою потенциальную уязвимость во время войны с США». Поэтому Китай «стремится найти альтернативы Малаккскому проливу, чтобы не допустить перекрытия основных торговых маршрутов и поставок энергоносителей в случае нарастания напряжённости с Западом».
Г-н Мао указал на ряд крупных проектов китайской нефтяной инфраструктуры в Азии, которые направлены на снижение уязвимости Китая в этом отношении.
«Китай построил трубопровод Китай-Мьянма, который связывает порт Кьяукфью в Индийском океане, где суда с Ближнего Востока могут разгружаться, с газопроводом, по которому газ отправляется дальше по суше во внутренние провинции Китая». Кроме того, Китай приступил к строительству «Жемчужной нити» в Индийском океане. Примером может служить Пакистан, который станет одним из её звеньев. Всё это предназначено для диверсификации торговых маршрутов по странам Азии, что ещё больше укрепит позиции Китая в мире и отношения со странами, с которыми он сотрудничает, а также снизит зависимость Китая от критической уязвимости, которую представляет для него Малаккский пролив.