Железнодорожная магистраль, протяженностью 13 тысяч километров из Китая в Соединенные Штаты, частично проложенная под водой, чтобы преодолеть Берингов пролив, могла бы стать завершающим штрихом инициативы «Один пояс, один путь». Однако, по мнению участников опроса RailFreight, этого никогда не произойдет.
Речь идет о железной дороге Китай-Россия-Канада-Америка, которая впервые была предложена Китаем в 2014 году. Она должна была бы начаться на материковом Китае, пересечь Сибирь до Берингова пролива, затем через Аляску и Канаду достичь США. Ее не следует путать с тоннелем под Беринговым проливом, над которым активно работает компания InterBering, базирующаяся на Аляске.
Строительство железнодорожной трассы Китай-Россия-Канада-Америка могло бы обеспечить пропускную способность 100 миллионов тонн грузов в год, что составляет 8 процентов мировых грузовых перевозок. Кроме того, это позволило бы пассажирам попадать из США в Россию чуть больше, чем за 20 минут, если бы по магистрали ходили скоростные поезда. Сторонники этого проекта называют его Глобальным сухопутным мостом.
Впрочем, пессимизм в данном случае вполне обоснован. Проект является весьма сложным в техническом отношении, издержки просто заоблачные, и, что наиболее важно, политические отношения между странами оставляют желать лучшего. Кроме того, не вполне ясно, кто будет строить туннель, поскольку у всех сторон имеются собственные амбиции.
Если бы под Беринговым проливом был построен подводный туннель, он стал бы самым длинным в мире, протяженностью 103 километра. Для сравнения, нынешний мировой рекордсмен, туннель под Ла-Маншем, имеет длину 50 километров. Фактически речь идет о трех параллельных туннелях, а также участках, соединяющих их с железнодорожными системами обоих континентов. По словам экспертов компании InterBering, «два туннеля будут предназначены для двустороннего движения в двух уровнях: нижняя часть — для более медленных грузовых и пассажирских перевозок, а верхняя — для скоростных поездов. Третий туннель предусмотрен для аварийных ситуаций и должен быть расположен между ними». По данным компании реализация проекта заняла бы 12-15 лет и обошлась бы примерно в 35 миллиардов долларов.
Впрочем, это касается только подводной магистрали. Чтобы сделать дорогу настоящим глобальным сухопутным мостом, соединяющим Китай и США, необходимо построить новую инфраструктуру, и здесь пока не хватает многих звеньев. С российской стороны ближайшая конечная станция расположена в 3 тысячах километров от Берингова пролива, а на Аляске для реализации проекта потребовалось бы проложить 1200 километров путей. Дополнительно усложняет ситуацию тот факт, что в России и США используется разная ширина колеи.
Именно эта недостающая инфраструктура делает проект большой проблемой в финансовом отношении. Предполагаемый объем расходов составляет около 200 миллиардов долларов, что, по мнению пессимистов, нереалистично. Поскольку судоходные маршруты уже существуют, критики утверждают, что более целесообразно продолжать морские перевозки.
Как уже упоминалось, Пекин объявил о своих планах строительства дороги Китай-Россия-Канада-США в 2014 году. В то время китайские инженеры утверждали, что ведут переговоры с Россией о начале строительства. Кроме того, в настоящее время они строят первый в мире скоростной подводный железнодорожный тоннель, который пройдет от Нинбо, портового города близ Шанхая, до Чжоушаня, архипелага островов у восточного побережья. Многие рассматривают этот проект как испытание, чтобы выяснить, можно ли построить более длинный туннель под Беринговым проливом.
Вполне вероятно, что Китай и Россия будут сотрудничать в этом проекте. Ведь у них уже есть самая протяженная железнодорожная трасса в мире – Транссибирская магистраль. В течение последних нескольких лет две страны активно сотрудничали в создании моста между Европой и Азией, и железнодорожная линия в США могла бы стать продолжением этих усилий.
Однако, готовность США сотрудничать с Россией и Китаем над этим мегапроектом менее вероятна. В настоящее время отношения между Вашингтоном и Москвой находятся не в лучшем состоянии, а кроме того, поскольку Китай постепенно становится доминирующим экономическим игроком в мире, США, возможно, не особенно стремятся содействовать его росту.
В то же время, такое сотрудничество принесло бы выгоды всем сторонам. «Проект железнодорожного туннеля под Беринговым проливом может помочь укрепить и расширить перспективы процветания в 21 столетии, связав крупнейшие промышленные державы мира с колоссальными неиспользуемыми природными ресурсами Арктики», – заявил губернатор Аляски Уолли Хикел.
Для реализации проекта все страны-участницы должны будут «войти в долю». Пока не будет достигнут консенсус и урегулированы вопросы финансирования, магистраль Китай-Россия-Канада-Америка, скорее всего, останется проектом мечты.