Загадочные галюциногенные жабы Соноры: когда популярность оборачивается бедой

Новомодный наркотик наносит ущерб природе.

Однажды поздним вечером в июле 2018 года камера для наблюдения за дикой природой зафиксировала троих нарушителей на территории природного парка, расположенного севернее города Финикс, штат Аризона. Вооружившись фонариками, они обшаривали небольшое озерцо неподалёку от туристической тропы. Вот одна из браконьеров издала торжествующий вопль, ухватив двумя руками толстую колорадскую жабу, и положила трофей в сумку. Позже в объектив камеры попал молодой человек в потрёпанной ковбойской шляпе, с пакетом, в котором трепыхалось не менее десятка амфибий, пытавшихся вырваться из плена.

Хотя видеозапись разошлась по всем новостным каналам страны, преступники так и не были пойманы. Тем не менее, нетрудно догадаться, что случилось с животными: в последние годы любители изменённых состояний сознания охотятся за колорадскими жабами ради их выделений, содержащих мощные галюциногены 5-MeO-DMT и буфотенин.

В фешенебельных районах американских городов последним писком моды стали подпольные церемонии в поисках просветления. Участники укладываются на пол на одеяла и курят высушенные выделения жаб, что вызывает потусторонние ощущения, длящиеся примерно полтора часа. Многие, получив подобный опыт, говорят о жабьем яде как о «хорошей формуле», которая помогла им избавиться от зависимости и достичь более глубокого единения с природой. Попутно продаётся продукция с символом жабы, дополнительно увеличивающая популярность  этого сомнительного удовольствия.

Из малоизвестного обряда за последние 20-30 лет практика применения яда колорадской жабы выросла до чуть ли не повального увлечения. Даже сын американского президента Хантер Байден признавался, что 5-MeO-DMT помог ему на целый год освободиться от наркотической зависимости. Так называемый «Всемирный съезд Буфо Альвариус» (это старое наименование жабы) ежегодно привлекает сотни участников со всего мира. Закрытые мероприятия проводятся в районе мексиканского города Тулум и полуострова Юкатан, где цена за приключение может варьировать от 200 долларов до 3000 и выше за пакет «всё включено».

Растущая популярность жаб беспокоит защитников природы, таких, как Роберт Вилла, президент Тусонского герпетологического сообщества. По его словам, существует целая секта поклонников психоделических свойств жабы. Всю серьёзность проблемы он осознал после работы в качестве консультанта над эпизодом документального сериала «Фармакопея Гамильтона», в котором мексиканские последователи культа жабы на камеру сожалеют о снижении популяции. И хотя охотники на жаб по обе стороны американо-мексиканской границы заявляют, что они отпускают животных после сбора яда, Вилла убеждён, что они лукавят душой. «Жаба выделяет буфтоксин для самозащиты, в момент стресса. Безусловно, люди удовлетворяют свою прихоть в ущерб другому живому существу».

Колорадская жаба, или жаба пустыни Сонора, как можно догадаться из её названия, обитает в пустыне Сонора, простирающейся от Аризоны до Мехико. Здесь живут множество разнообразных видов, приспособившихся  к жизни в суровых условиях. Большую часть года жаба проводит в спячке в подземных пустотах. Летом, когда начинается сезон муссонов, она выбирается на поверхность ради размножения в неглубоких озерах и ручьях.

Именно в этот период она уязвима для браконьеров. Но причиняемый ущерб определяется с трудом. В штате Нью-Мехико колорадская жаба причислена к видам, находящимся под угрозой, тогда как в Калифорнии вид считается вымирающим. В то же время в Аризоне, где популяция намного больше, привыкли полагать, что виду ничего не угрожает, и поэтому местные егеря не слишком озабочены поимкой сборщиков жаб.

Однако доказательства растущего спроса легко обнаружить на границе Мексики и США, где люди частенько попадаются на попытках пронести жаб на территорию последних. Над проблемой работают местные сотрудники различных ведомств, от природоохранных до силовых, которые стараются не афишировать подробности, чтобы не навредить следствию.

Когда увеличивается спрос на потребление какого-либо природного эндемика, это всегда влечёт за собой последствия. Так было с психоактивным кактусом пейот, когда слава о нём прогремела за пределами узких религиозных общин Техаса и Мексики, и его популяция резко снизилась. Местные активисты даже организовали кампанию по защите кактуса, надеясь сохранить природное и культурное равновесие.

Нет никаких документальных исторических подтверждений об использовании яда колорадской жабы среди американских или мексиканских племён. Однако продавцы позиционируют наркотик как традиционное снадобье, смешивая его с другими компонентами – тем же пейотом или айауаска.

Колорадская жаба является культурным символом для племён яки, обитающих на территории  мексиканского штата Сонора и американской Аризоны. Но в последнее время и они стали замечать, что жаб становится меньше.

На федеральном уровне жаба не считается находящейся под угрозой ни в США, ни в Мексике. Для того, чтобы ситуация изменилась, потребуются достаточно дорогостоящие усилия по мониторингу популяции, которые не так-то просто инициировать, поскольку для наблюдения за подобными видами нет каких-либо стандартов.

Исходя из того, что колорадская жаба и так уже столкнулась с множеством угроз, в том числе изменением климата и урбанизацией, браконьерство может иметь весьма печальные последствия. Как говорит упомянутый выше Роберт Вилла, «Меня удивляет, что люди полагают ситуацию благополучной, основываясь на сиюминутном изобилии. Когда вы начинаете замечать уменьшение популяции, в этот момент уже поздно».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий