Су-75 Checkmate: весьма вероятно, что ВВС Индии предпочтут российские самолеты французским конкурентам

Несколько дней спустя после того как Россия представила новый истребитель-невидимку Су-75 Checkmate, ведущие индийские военные аналитики говорят о высокой вероятности приобретения этого самолета Индией и утверждают, что сделка не повлияет на разработку отечественного самолета пятого поколения AMCA.

Россия продемонстрировала свой новый истребитель-невидимку пятого поколения на международном авиационно-космическом салоне МАКС-21. Одномоторный сверхзвуковой истребитель Су-75 Checkmate обладает передовой технологией малозаметности, чего не хватает другому российскому стелс-истребителю Су-57.

Несколько военных экспертов намекнули на возможность, что ВВС Индии предпочтут Су-75. Ранее Россия заявляла, что такие страны как Индия, Китай и Вьетнам являются потенциальными покупателями нового легкого истребителя. Производитель намерен выпустить 300 таких машин в течение ближайших 15 лет в зависимости от спроса.

Издание EurAsian Times пояснило, что при заявленной цене от 25 до 30 миллионов долларов российский Checkmate будет более чем вдвое дешевле шведского Saab Gripen (85 миллионов долларов), а также значительно дешевле американского F-35 (115 миллионов), французского Dassault Rafale (115 миллионов) и российского Су-57 (100 миллионов долларов).

Эта разработка подняла вопросы относительно будущего индийского истребителя пятого поколения, разрабатываемого в рамках программы Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA). Согласно справочнику «World Air Force 2021», индийские ВВС являются четвертыми по численности в мире, обладая 672 самолетами на боевом дежурстве. В парке индийских ВВС доминируют российские самолеты МиГ-21, МиГ-29 и Су-30. Кроме этого на вооружении состоят французские Dassault Mirage 2000 и Dassault Rafales, англо-французский штурмовик Jaguar SEPECAT и отечественные легкие реактивные самолеты Tejas.

ВВС Индии используют российские самолеты с шестидесятых годов, когда МиГ-21 был впервые импортирован в 1963 году. С тех пор Индия закупила более 800 МиГ-21, которые составляют основу ее боевой авиации. Хотя сотня МиГ-21 по-прежнему остается на вооружении, весь парк этих машин планируется вывести из эксплуатации к 2025 году.

Старший научный сотрудник Института исследований проблем мира и конфликтов (IPCS) в Нью-Дели Абхиджит Айер-Митра сказал, что Индия с очень высокой вероятностью приобретет новый российский самолет. «Планы ВВС Индии по приобретению одномоторного самолета существуют в течение последних двадцати лет. Тендер MMRCA, в рамках которого Индия должна была приобрести 126 истребителей, изначально должен был завершиться такой сделкой, но позже от этой идеи пришлось отказаться, поскольку Су-30 потерпели столь сокрушительную неудачу, что Индия захотела приобрести еще один двухмоторный реактивный самолет», – рассказал он  в интервью EurAsian Times. – Вторая попытка была сделана во время MMRCA 2.0, но у русских не было одномоторного реактивного самолета, который они могли бы предложить».

«Теперь, когда у России есть одномоторный истребитель, они могут принять участие в конкуренции и по моему личному мнению, у них есть очень хорошие шансы выиграть индийский контракт», – добавил эксперт. Отвечая на вопрос о том, будет ли закупка нового российского самолета иметь какие-либо последствия для индийской программы AMCA, Айер-Митра сказал, что эта программа останется на плаву в течение многих лет, вне зависимости от того, приобретет ли Индия российские CheckMate или нет.

По его мнению, сравнивать разработку отечественных истребителей с закупками зарубежных не имеет смысла, поскольку в любом случае индийские самолеты не будут использоваться для серьезных боевых действий, а смогут лишь играть вспомогательную роль.

«Существует дихотомия между тем, что заявляют ВВС Индии публично и тем, что обсуждается в узком кругу. Военные специалисты хорошо знают,  что программа AMCA начнет действовать не раньше, чем через пятьдесят лет, а между тем в публичном пространстве уделяется все больше внимания пропаганде, чтобы усилить привлекательность лозунга «Make-in-India».

Обозначая варианты выбора, которые есть у Индии, Айер-Митра перечислил три легких одномоторных истребителя, которые могли бы конкурировать за контракт с Нью-Дели и заменить МиГ-21. Это американский F-16, шведский Saab Gripen и российский Су-75.

«В то время как F-16 стоит на вооружении у Пакистана и приближается к концу срока службы, проблема с Gripen заключается в том, что он оснащен американским двигателем, и поэтому Индия не получит технологии их производства», – сказал он и добавил, что, несмотря на его недостатки, Индия может сделать выбор в пользу российского самолета. Айер-Митра согласился с мнением нескольких военных экспертов, которые полагают, что российский CheckMate является выгодной сделкой на фоне растущей угрозы со стороны Китая.

«Единственный альтернативный вариант, который есть у Индии – это американский F-35, но такого предложения пока не поступило. Более того, стране, обладающей комплексами ПВО С-400, этот самолет, скорее всего, никогда и не предложат. Таким образом, у Индии остается единственный выбор – Су-75, учитывая, что это единственный малозаметный истребитель, к которому мы будем иметь доступ в течение долгого времени», – сказал он.

Назвав CheckMate «победителем», эксперт подчеркнул, что россияне очень долго не производили одномоторные реактивные самолеты, поскольку не были уверены в производительности и качестве двигателя.  По его словам, теперь, когда они преодолели этот страх, все будет зависеть именно от качества. Если двигатель окажется надежным, русские будут в очень хорошем положении.

Сравнивая Су-75, с китайскими J-20 и FC-31, Айер-Митра сказал, что новый российский самолет является очень сильным конкурентом и пояснил: «Во-первых, его конструкция гораздо более совершенна с точки зрения аэродинамики и радиолокационной незаметности, а с точки зрения инфракрасной скрытности, я подозреваю, что это вообще лучший самолет на планете».

Несмотря на все недостатки российских двигателей, они все равно лучше китайских. В то же время считается, что электроника у китайского самолета лучше, чем у российского конкурента, но здесь не все очевидно, поскольку это серая территория. В частности, Пакистан предпочитает российскую электронику китайской.

«Российская военная электроника лучше китайских аналогов, но китайцы опережают русских в возможностях интерфейса, таких как сенсорные экраны», – отметил Айер-Митра и напомнил, что Соединенные Штаты уже испытали прототип своего истребителя шестого поколения. Между тем, Индия в настоящее время вводит в эксплуатацию свой первый самолет четвертого поколения и даже не имеет прототипа пятого поколения.

«Запомните мои слова: индийский самолет AMCA будет готов не раньше, чем американский F-35 начнут выводить из эксплуатации», – заключил эксперт.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий