Прошедшие на этой неделе на северо-западе Китая крупномасштабные совместные контртеррористические учения продемонстрировали общую обеспокоенность Пекина и Москвы по поводу распространения насилия через границы Афганистана.
Многие эксперты отмечают, что Китай и Россию, которых часто называют экономическими конкурентами в Центральной Азии, сближает опасность возникновения очагов экстремизма на их границах. Некоторые наблюдатели даже высказывают предположение, что кризис в сфере безопасности в Центральной Азии может привести к совместной военной интервенции, хотя другие подозревают, что такое партнерство может быстро перерасти в соперничество.
Около 10 тысяч военнослужащих из двух стран, а также большое количество орудий, самолетов и бронетехники были развернуты в Нинся-Хуэйском автономном районе Китая. В рамках учений китайские и российские солдаты отрабатывали учебные задачи по артиллерийскому обстрелу вражеских целей, совместной бомбардировке объектов, а также наземной атаке на вражеские позиции.
В заявлении Министерства обороны России подчеркивается, что учения «продемонстрировали решимость и способность России и Китая бороться с терроризмом, вместе защищать мир и стабильность в регионе». Учения прошли на фоне наступления талибов в северных районах Афганистана, которое привело к захвату по меньшей мере девяти столиц провинций. Талибы достигли значительных успехов в захвате территории с тех пор, как Соединенные Штаты в мае начали выводить свои войска из страны. По некоторым оценкам, в настоящее время «Талибан» контролирует около половины из 400 административных районов Афганистана, более чем вдвое увеличив зону своего контроля за последние месяцы.
В Пекине и Москве обеспокоены тем, что насилие может вскоре распространиться на другие страны Центральной Азии. Еще одним признаком растущей тревоги стали совместные учения с Узбекистаном и Таджикистаном, которые Россия провела на этой неделе с на Таджикско-афганской границе. Российские СМИ заявили в среду, со ссылкой на министра обороны Сергея Шойгу, что боевики «Талибана» захватили контроль над приграничными районами Афганистана с двумя центрально-азиатскими странами.
Как у Китая, так и у России имеются значительные экономические интересы в Центральной Азии. Россия активно привлекает региональные страны к вступлению в Евразийский экономический союз, а Китай осуществляет масштабные инвестиции в инфраструктурные проекты в регионе в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Однако, несмотря на то, что обе страны стремятся расширить свое влияние, по словам российского эксперта Василия Кашина, кризис в Афганистане отодвигает на задний план любые разногласия.
28 июля министр обороны Китая генерал-полковник Вэй Фэнхэ встретился со своим российским коллегой Сергеем Шойгу в столице Таджикистана Душанбе, чтобы обсудить меняющуюся обстановку в Афганистане и Центральной Азии. Они заявили о своей решимости объединить усилия для «поддержания регионального мира и стабильности».
В середине сентября Москва и Пекин проведут еще одни контртеррористические учения в Оренбургской области под эгидой Шанхайской организации сотрудничества. В них примут участие более 4 тысяч военнослужащих.
Впрочем, если ситуация в Афганистане будет и дальше ухудшаться, по мнению Кашина, Москва и Пекин могут предпринять более решительные действия. Он сказал, что если Афганистан превратится в плацдарм для атак на Центральную Азию, Китай и Россия вполне могут начать совместную интервенцию для устранения этой угрозы.
По словам эксперта, в случае кризиса в Центральной Азии у Китая и России просто не будет иного выбора, кроме как полагаться друг на друга. При этом российские военнослужащие могли бы компенсировать отсутствие у военнослужащих Народно-освободительной армии Китая боевого опыта, а Китай в ответ мог бы помочь России покрыть финансовые расходы на масштабную военную кампанию.
У китайских и российских военных уже есть некоторый опыт сотрудничества. Они регулярно проводят совместные сухопутные, морские и воздушные учения с 2005 года. Многие из них проходили по сценарию, в рамках которого китайские и российские войска осуществляли вторжение на территорию, захваченную террористами.
Этот опыт может оказаться решающим, если Москва и Пекин решат провести совместную операцию в Центральной Азии, считает главный редактор влиятельного российского военного журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мараховский. По его словам, годы обучения дали российским и китайским войскам достаточный опыт действий в составе коалиционных группировок, где войска одной страны действуют под руководством командного состава другой.
Тем не менее, некоторые эксперты предупреждают, что по мере развития ситуации в Афганистане две стороны могут столкнуться с серьезными разногласиями. Руководитель Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко заявил, что в настоящее время ни талибы, ни правительство в Кабуле не в состоянии добиться решительной победы. По его словам это нестабильное равновесие способствует сотрудничеству между Китаем и Россией, поскольку обе страны стоят перед неизбежной угрозой формирования плацдарма для экстремистских группировок, нацеленных на Центральную Азию.
Однако, если в какой-то момент одна из сторон окажется на грани победы или в конфликт вступит новый внешний игрок, может возникнуть борьба за влияние в Афганистане, в которой Россия и Китай окажутся по разные стороны. «При таком сценарии, мы вполне можем увидеть ситуацию, когда Москва и Пекин станут конкурентами, если не соперниками», – сказал Серенко.