Возможно ли геополитическое соперничество в Афганистане между альянсами Россия-Индия-Иран и Китай-Пакистан?

Высокопоставленный чиновник одной из арабских стран Персидского залива заявил на днях, что если вообще возможна какая-то геополитическая борьба за Афганистан, то она будет вестись между Китаем и Пакистаном с одной стороны, и Россией, Ираном и Индией с другой. Этот чиновник сказал в интервью агентству Reuters, что Соединенные Штаты, которые вывели свои войска из Афганистана в конце августа, не будут участвовать в этой борьбе.

Китай и Пакистан находятся на переднем крае геополитической схватки за власть в Афганистане с тех пор как вооруженные боевики «Талибана» взяли под контроль Кабул. В то время как пакистанская спецслужба ISI, как известно, давно поддерживает талибов, Китай явно «положил глаз» на богатые минеральные ресурсы Афганистана и стремится включить эту страну в свой многомиллиардный проект «Один пояс, один путь». Представитель «Талибана» уже назвал Китай самым важным потенциальным партнером в регионе. Между тем, Пекин пообещал предоставить Афганистану гуманитарную помощь на сумму 31 миллион долларов и заявил, что готов оказывать дальнейшую поддержку.

Со своей стороны, Пакистан глубоко вовлечен во внутренние проблемы Афганистана, с тех пор как талибы снова пришли к власти. Наиболее очевидный пример этого вмешательства стал достоянием общественности, когда глава ISI спешно отправился в Афганистан после сообщений о ссоре между талибами и Хаккани по поводу формирования правительства, во время которой по слухам был ранен мулла Барадар.

Однако, теперь, судя по всему, появились ключевые региональные игроки, которые могут стать противовесом возможному пакистано-китайскому альянсу в Афганистане.

Прежде всего, разумеется, речь идет о России. После своих первоначальных заигрываний с талибами, Москва, похоже, ужесточила позицию и не намерена вести переговоры с новым правительством. Кремль даже отказался направить своего представителя на церемонию инаугурации в Кабуле. Россия испытывает все большую тревогу по поводу активности различных террористических группировок, действующих в регионе. Она уже неоднократно заявляла, что не хочет, чтобы территория Афганистана использовалась в качестве рассадника терроризма. Опасаясь обострения террористической угрозы, Москва недавно перебросила дополнительную военную технику и войска на свою базу в Таджикистане, граничащем с Афганистаном.

Озабоченность России по поводу распространения терроризма в полной мере разделяет Индия, которая также заявила, что для нее неприемлема перспектива превращения Афганистана в очаг террора. Посол России в Индии Николай Кудашев справедливо отметил, что Индию и Россию сближают общие проблемы региональной безопасности. На прошлой неделе высокопоставленный российский чиновник, секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев провел раздельные переговоры в Нью-Дели с советником по национальной безопасности Аджитом Довалом и премьер-министром Нарендрой Моди о ситуации в Афганистане.

Несмотря на некоторые признаки потепления, главная шиитская мусульманская страна региона, Иран, судя по всему, снова вернулась к холодным отношениям с Афганистаном. В частности, Тегеран выразил решительное осуждение по поводу недавних действий талибов в Панджшерской долине, которая оставалась последним бастионом сопротивления новым правителям страны.

Иран также назвал новое правительство Афганистана «неинклюзивным» и обрушился с жесткой критикой на открытое вмешательство Пакистана во внутренние дела Афганистана. В предыдущий период пребывания режима талибов у власти с 1996 по 2001 год, Иран, имеющий с Афганистаном общую границу протяженностью в 900 километров, также не признавал его легитимность.

Между тем, Индия тесно сотрудничает с Ираном в связи с развитием событий в Афганистане. Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан ранее обсуждал ситуацию в стране с индийским коллегой С. Джайшанкаром. В ближайшее время Джайшанкар, вероятно, проведет ряд двусторонних встреч в Душанбе со своими коллегами из России, Ирана и Таджикистана.

Индия стремится к тесному сотрудничеству с другими региональными тяжеловесами. Ей необходима уверенность в том, что нестабильный Афганистан не создаст проблем на ее «заднем дворе». В прошлый раз, когда талибы находились у власти в Афганистане, Индия столкнулась с значительным ростом воинственности в Кашмире. Официальный Нью-Дели уже выразил свою озабоченность по поводу того, что афганская территория может быть использована для террористической деятельности, а этой ситуацией не преминет воспользоваться Пакистан.

Индийские высокопоставленные должностные лица, непосредственно знакомые со стратегической обстановкой в регионе, говорят, что рост влияния «Талибана» может привести к увеличению количества кашмирских боевиков, проникающих через пакистанскую границу, а также потоков оружия в мятежные провинции Индии.

Индия осталась без дипломатического присутствия в Афганистане и пока не вступила в соответствующие переговоры с талибами. Первая официальная встреча с представителем движения «Талибан» имела место в Катаре 31 августа, но Министерство иностранных дел не предоставило подробностей. Кроме того, признаком того, что ее связи с афганским режимом во главе с талибами, останутся холодными, стал отказ Индии от выделения средств на помощь Афганистану на заседании в ООН, где обсуждалась гуманитарная обстановка в стране. Это был первый случай за двадцать лет, когда Индия не оказала помощи Афганистану.

Итак, для Индии приобретает особую важность поддержание тесных региональных связей с такими странами как Россия и Иран, которые могли бы противодействовать растущему влиянию Китая и Пакистана на развитие событий в Афганистане.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий