В российской политике Евгений Ройзман является чем-то вроде представителя вымирающего вида. В последние годы, когда популярных лидеров оппозиции часто вынуждают покинуть страну или сажают за решетку, он является одним из немногих «карьерных политиков», остающихся на передовой и готовых бороться с тотальной коррупцией Кремля, несмотря на связанные с этим риски.
На протяжении всех десятилетий своей карьеры Ройзман, который был сначала депутатом Государственной Думы, а затем мэром Екатеринбурга, столицы уральского региона, считается одним из тех немногих российских политиков, которые не берут взяток и находят время, чтобы выслушивать повседневные жалобы обычных граждан. Многие активисты разобщенных оппозиционных групп в России надеются, что он станет единым кандидатом от оппозиции и соперником Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.
Направляясь пешком в свой офис в центре города без телохранителей, Ройзман улыбался и пожимал руки прохожим, которые здоровались с ним при встрече. Он дал интервью газете The Daily Beast всего через несколько дней после того, как Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал данные о том, что Россия является мировым лидером по уклонению от уплаты налогов, причем десятки богатых технократов и связанных с Путиным олигархов прячут свои капиталы в офшорных компаниях.
Ройзман сказал, что чувствовал «глубокое отвращение», когда просматривал список имен, перечисленных в «Pandora Papers». Среди них давний друг Путина Сергей Чемизов, близкая подруга российского президента Светлана Кривоногих и генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, который также известен своими тесными связями с Путиным.
«Вы никогда не найдете в этих списках моего имени или имен моих соратников, – сказал Ройзман корреспонденту Daily Beast в своем офисе. – Эти жулики как мыши, шныряющие вокруг и спешащие спрятать свое богатство в каких-нибудь тайных норах. Пора бы им понять, что существует предел тому, сколько они могут физически сожрать за свою жизнь».
На стенах офиса фонда Ройзмана, собирающего миллионы долларов для помощи российским гражданам с неизлечимыми заболеваниями, вместо портрета Путина висят картины, написанные местными уральскими художниками.
Ройзман никогда не скрывал своих антипутинских взглядов, что сегодня чревато серьезными опасностями. Он открыто поддерживает противников Путина и обвиняет Кремль в политических убийствах. Один из его близких друзей, Борис Немцов, был убит в 2015 году. «Правящая верхушка убила Немцова, молодого и сильного политика, из страха», – говорит он.
Ройзман участвовал в уличных протестах против арестов активистов оппозиции в феврале 2014 года, а в марте того же года он выступал против цензуры в российских СМИ и аннексии Крыма. Сегодня его популярность, похоже, стремительно растет.
«Незадолго до убийства, Немцов приезжал в Екатеринбург, чтобы поддержать меня, участвовать в акциях протеста и распространять листовки, – рассказал Ройзман. – Так что я перед ним в долгу».
Многие сторонники оппозиции подвергаются в России нападкам, их запугивают, выдворяют из страны или арестовывают. Независимые средства массовой информации и политические аналитики часто оказываются в черных списках. Власти объявляют их «иностранными агентами». Станет ли Ройзман следующим политиком, отправленным за решетку?
«Поверьте мне, я понимаю, чем рискую, но не могу покинуть страну, потому что это было бы воспринято как побег из страха», – говорит он. – В отличие от большинства людей, я понимаю, почему Навальный вернулся в Россию. Он и его жена Юлия посмотрели друг другу в глаза и приняли это трудное решение ради огромного числа его сторонников».
Известный московский либеральный политик Илья Яшин считает, что Ройзман в настоящий момент является лидером оппозиции и ее единственной надеждой. «Но мы пока не можем назвать его нашим единым кандидатом, поскольку это немедленно превратило бы его в мишень», – сказал Яшин в телефонном интервью Daily Beast.
Каждую неделю Ройзман принимает у себя людей со всего Урала, которые приезжают с жалобами на самые острые российские проблемы: бедность, наркоманию, плохую систему здравоохранения, несправедливые уголовные преследования и безработицу. Поток посетителей в день интервью не прекращался. «Он не просто видит страну, он чувствует, что его страна не беспомощна, что она может и хочет помочь сама себе», – сказал романист Дмитрий Быков, литературный голос либерально настроенных россиян.
У Ройзмана довольно яркая биография. Его исключили из школы в шестом классе, а когда ему исполнилось 19 лет, советский суд приговорил его за грабеж и мошенничество. Проведя два года в тюрьме, юноша решил «кардинально» изменить свою жизнь, после чего окончил школу, а затем Уральский государственный университет. Помимо политической деятельности, он увлекается искусством и является заядлым коллекционером. Ройзман основал два музея в Екатеринбурге.
Рецепт Ройзмана для российских властей очень прост: признайте проблемы, скажите людям правду и реформируйте страну. Он призывает государственных чиновников встречаться с простыми людьми, выслушивать их жалобы и решать их проблемы.
«После того, как я подал пример в Екатеринбурге, ни один госслужащий в России не может избежать приема людей, – говорит Ройзман. – Но как только вы начинаете честно искать решение, вы осознаете, что невозможно ничего сделать, не изменив полностью политическую систему. Для этого нам нужны, прежде всего, три вещи: честные выборы, свободная пресса и независимые суды».
Пока что перспектива участия в следующих президентских выборах заставляет бывшего мэра Екатеринбурга с недоверием качать головой. «Мне шестьдесят лет, – сказал он. – Я хотел бы, чтобы следующим президентом России стала женщина или мужчина моложе 45 лет». Однако возраст Ройзмана не помешал его сторонникам с огромным энтузиазмом воспринять идею о том, что он может повести страну в новом направлении.
«Ни один из европейских диссидентов в свое время не был готов стать политиком, но жизнь заставила их сделать шаг вперед», – сказал Илья Яшин, имея в виду оппозиционных активистов, ставших политическими лидерами в своих странах. – Мы надеемся, что Ройзман и другие кандидаты начнут думать о президентских выборах уже сейчас. Если этого не произойдет, оппозиция окажется в тяжелом положении».