Китайско-российская лунная база? Все не так просто!

В июне Китай и Россия обнародовали планы создания совместной лунной базы, которую они решили назвать «Международной лунной исследовательской станцией», и которая является прямым вызовом собственному плану США по созданию лунной базы. «Более шести десятилетий назад отважные люди начали исследование Луны, – говорится в китайско-российском видеоролике. – На этот раз у нас еще больше мужества, больше решимости и более амбициозные цели».

План на самом деле ошеломляет своей амбициозностью. Он предусматривает несколько десятилетий многосторонних усилий, включая 14 лунных миссий, которые должны завершиться созданием постоянной обитаемой базы на Луне. Это крупнейший совместный проект Китая и России в космосе, который в полной мере соответствует тенденции расширения их сотрудничества в экономической, военной и дипломатической сферах. Для американцев это означает вызов: два главных стратегических противника  США сотрудничают в области высоких технологий в попытке обойти НАСА и отнять у Америки лидерство в освоении космоса.

Как китайско-российская программа, так и американская программа «Артемида» направлены на формирование глобальной коалиции государств для строительства исследовательской базы на южном полюсе Луны. Помимо научно-исследовательских задач, эти планы связаны с укреплением национального престижа, стимулированием развития новых технологий, экспериментами в области добычи ресурсов, а также созданием основы для других миссий, в том числе на Луну и Марс.

Пока почти никакой реакции со стороны других государств не последовало, и ни одна страна не приняла приглашение Пекина и Москвы принять участие в работе будущей лунной исследовательской станции. Правительства, согласно сообщениям, «обсуждают предложение», то есть, скорее всего, пытаются ответить на вопрос: будет ли этот план успешным, или это лишь пустая болтовня пропагандистов? Более детальный анализ плана свидетельствует о том, что он столкнулся с многочисленными серьезными препятствиями. Прежде всего, это объясняется неоднозначной историей китайско-российского космического сотрудничества, сложным техническим барьерам и тонким геополитическим балансом, который обязательно должен сохраниться для успеха этого проекта.

Предыдущее сотрудничество в космосе между двумя евразийскими державами осуществлялось с переменным успехом. В 1957 году Советский Союз и КНР подписали Договор о военно-техническом сотрудничестве, которое предусматривало предоставление Пекину ядерного и ракетного потенциала. Китайские ученые рассчитывали на помощь СССР в запуске искусственного спутника к 1959 или 1960 году. Однако, через несколько месяцев им оказали весьма холодный прием и даже не позволили осмотреть конструкции спутников.

В последующие десятилетия Советский Союз сосредоточил усилия исключительно на конкуренции с Соединенными Штатами, а Китай разрабатывал собственную космическую программу. В середине девяностых начался новый этап их сотрудничества, когда Россия продала Китаю некоторые космические технологии, включая конструкцию спускаемого аппарата «Союз», что способствовало ускорению китайской пилотируемой космической программы.

В 2007 году Китай и Россия подписали соглашение о «совместном исследовании Марса», кульминацией которого стал запуск марсианского спутника и челнока в 2011 году. Однако, ракета-носитель стартовала неудачно, в результате чего российский и китайский корабли рухнули на Землю, и это стало обескураживающим завершением первой попытки двух стран достичь Красной планеты.

Новая программа по созданию лунной базы потребует от Китая и России грандиозных финансовых вложений, разработки новых технологий и значительного прогресса в области ракетной техники. Бюджет проекта не опубликован, однако речь, несомненно, может идти о десятках миллиардов долларов. Для сравнения, по оценкам НАСА, программа «Артемида» обойдется в 86 миллиардов долларов уже к 2025 году.

А между тем, как известно, космическая программа России испытывает острую нехватку финансирования. С 2014 года ее бюджет сократился на 18 процентов, а в ближайшие три года предполагается еще более значительное сокращение. Это привело к тому, что создание флагманской ракеты «Ангара» отстает от первоначального плана уже на 16 лет. Китайская космическая программа лучше обеспечена ресурсами и, как радостно отметили российские комментаторы, Пекин возьмет на себя большую часть бремени финансирования совместной программы. Однако он может предпочесть финансировать собственные миссии на Марс и Луну. Аналогичным образом, Россия может направить свои ограниченные ресурсы на строительство своей космической станции стоимостью в несколько миллиардов долларов.

План по созданию совместной лунной станции потребует разработки новых, более совершенных модулей. Речь идет о космической атомной энергетике, туннельных лунных роверах, роях небольших автономных роботов, системах дальней связи, лунных телескопах, а также целом ряде технологий для долговременного проживания людей в условиях Луны.

Наиболее серьезной проблемой является создание российской тяжелой ракеты. В «дорожной карте» упоминается ракета класса «Ангара» высотой более 90 метров, однако пока ее не существует, и ни один из сценариев, по мнению аналитиков, не внушает доверия.

В любом совместном проекте наиболее важным условием успеха является политическая воля обеих сторон, которая может быть подорвана несколькими обстоятельствами. Прежде всего, это внутриполитическая ситуация: не появятся ли другие приоритеты, которые оттеснят лунную базу на задний план, особенно с учетом того, что в обеих странах в течение ближайшего десятилетия, вероятно, произойдет смена правящей элиты.

Второе соображение касается динамики могущества между Пекином и Москвой. Ни для кого не секрет, что Пекин является «старшим» участником проекта и продвигается в сфере космических исследований более быстрыми темпами. Китай говорил о лунной базе с 2016 года, прежде чем пригласил Россию принять участие. Станет ли Пекин терпимо относиться к партнерству с Москвой, если ее планы будут постоянно откладываться? С другой стороны, готова ли Россия мириться с тем, что первой космической державе мира отводится роль второй скрипки в тандеме с китайскими выскочками?

И третья неизвестная величина состоит в том, будут ли Россия и Китай по-прежнему рассматривать США как своего основного геополитического соперника в ближайшие десятилетия. Противодействие предполагаемому космическому господству Америки всегда было главной движущей силой китайско-российского сотрудничества. Прогнозировать динамику могущества великих держав на 20 лет вперед – занятие бесполезное, но нельзя просто предположить отсутствие каких-либо перемен.

Итак, Китай и Россия предлагают свой лунный проект всему миру, заявляя, что он призван «принести пользу всему человечеству». Но он сталкивается с весьма существенными, хотя и не непреодолимыми барьерами. Другим правительствам, рассматривающим возможность участия в этом проекте в качестве альтернативы программе «Артемида» следовало бы еще раз оценить жизнеспособность и практическую целесообразность обоих планов.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий