Российский президент Владимир Путин встречается с мировыми лидерами, включая турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, чья страна входит в состав НАТО. Тем временем, глава российской дипломатии Сергей Лавров летает по всему миру, улыбаясь, пожимая руки и позируя для прессы с лидерами иностранных государств, включая некоторых «друзей» США. А в прошлую среду госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что намерен прервать многомесячное отсутствие дипломатических контактов на со своим российским коллегой, чтобы обсудить с ним освобождение американских пленных и иные проблемы, связанные с ситуацией на Украине.
Все эти рукопожатия и телефонные звонки ставят под вопрос американскую стратегию, суть которой сводится к следующему: дипломатическая и экономическая изоляция, наряду с военными поражениями, в конечном итоге вынудят Россию вернуть свои войска домой.
Даже после объявления о предстоящих переговорах Блинкен продолжал настаивать, что Россия на самом деле изолирована. Он заявил, что поездки высших должностных лиц Кремля – это не более чем «антикризисные меры» и реакция на международную критику, с которой Москва сталкивается из-за своей войны на Украине.
Официальные лица в Вашингтоне утверждают, что Россия пытается укрепить те немногие альянсы, которые у нее остались, включая отношения с такими противниками Америки как Иран. Однако, такие страны как Египет и Уганда, которые считаются партнерами США, также тепло приветствуют высокопоставленных гостей из России.
В феврале Вашингтон заявил, что нет смысла разговаривать с Россией, потому что она не относится к дипломатии всерьез и ей нельзя доверять, а теперь вот был вынужден признать необходимость взаимодействия с Москвой.
Бывший посол США в Грузии Иен Келли сказал, что просьба о звонке была «контрпродуктивна для наших усилий по изоляции России». Другие страны посмотрят на это и скажут: «Почему тогда мы не должны иметь дела с Лавровым и вообще с россиянами?» – сказал он.
Попытки Запада убедить азиатских, африканских и ближневосточных партнеров избегать контактов с Россией, судя по всему, игнорируются, поскольку Лавров наносит визиты по всему миру.
Блинкен попытался преуменьшить важность дипломатических контактов Лаврова. Он заявил, что это не более чем реакция на холодный прием, оказанный России повсеместно в связи с дефицитом пшеницы, от которого в настоящее время страдает значительная часть развивающихся стран, поскольку поддержанное ООН соглашение о свободе поставок пока не реализовано.
Американские и европейские чиновники указывают на то, что Россия оказалась под огнем критики из-за вторжения на Украину и возникший из-за этого дефицит энергоносителей и продовольствия. Так, представители администрации Байдена с удовлетворением отметили, что Лавров предпочел покинуть недавнюю встречу министров иностранных дел G20 в Индонезии, после того как выслушал много нелестных слов от коллег по поводу глобальных последствий войны.
Несмотря на это, нет никаких признаков того, что Россия будет исключена из числа стран-участниц крупных международных форумов, таких как региональный форум АСЕАН в августе, Генеральная Ассамблея ООН в сентябре и саммиты лидеров азиатских стран в ноябре.
Россия по-прежнему поддерживает тесные связи с Китаем, Индией и многочисленными развивающимися странами по всей Азии и Африке. Многие из них зависят от поставок российских энергоносителей и других товаров.
Индия не отстранилась от России, несмотря на свое членство в четырехстороннем формате Quad вместе с США, Японией и Австралией. У нее имеются давние тесные связи с Россией, и в последнее время она значительно увеличила импорт российских энергоносителей, несмотря на давление со стороны США и Европы, которые заявляют об отказе от закупок нефти и газа у России. Так, в 2022 году Индия импортировала почти 60 миллионов баррелей нефти, в то время как за весь прошлый год этот показатель составил всего 12 миллионов баррелей.
Министерство иностранных дел России не без злорадства опровергло утверждения о б изоляции России, разместив в своем твиттере фотографии Лаврова в различных мировых столицах: на встрече большой двадцатки с министрами иностранных дел Китая, Индии и Индонезии; в Уганде с президентом Йовери Мусевени, давним партнером США; в Египте с президентом Абдлель-Фаттахом ас-Сиси, также партнером США, чья страна ежегодно получает американскую помощь на миллиарды долларов.