Источник перевод для mixednews – josser
В результате назначения принца Бандара бен Султана новым главой разведки Саудовской Аравии в стране установился режим, который можно охарактеризовать как правительство военного времени. Указанное событие произошло на фоне роста напряжённости в отношениях с Ираном и углубления раскола с шиитским меньшинством внутри страны.
Кроме того, в рамках подготовки к возможному региональному конфликту саудиты повысили свой уровень готовности и другими способами. В прошлом месяце была мобилизована часть личного состава армии и служб безопасности – их отозвали из летних отпусков или велели отменить запланированные отпуска. Согласно одному имеющему хождение в Эр-Рияде объяснению, саудиты ожидали ответных действий Турции против Сирии за сбитый в конце июня истребитель.
Утверждение в должности нового начальника разведки произошло в то время, когда Саудовская Аравия наращивала масштаб своей поддержки повстанцев в Сирии, пытающихся свергнуть режим президента Башара аль-Ассада. В этих своих неафишируемых усилиях саудиты сотрудничают с Соединёнными Штатами, Францией, Турцией, Иорданией и иными государствами, желающими ухода Асада.
На этом посту Бандар будет преемником принца Мукрина бен Абдель Азиза, которого почти не было видно на Западе в годы его руководства саудовской разведкой. Это послужило основой для получившего широкое распространение утверждения о том, что Мукрина уволили, но говорят, что он по-прежнему пользуется доверием короля Абдаллы, который будет использовать его в качестве специального эмиссара в Пакистане и других мусульманских странах, где будет полезной его традиционная саудовская манера держать себя.
Судя по всему, Бандар, бывший колоритный посол в Вашингтоне, в течение последних лет был не у дел из-за проблем со здоровьем и по причинам личного характера. Его назначение в настоящий момент свидетельствует о желании короля Абдаллы и нового наследного принца Салмана иметь опытного специалиста по тайным операциям, способного управляться с деликатными внешними связями в момент резкого обострения напряжённости.
Бандар был бы полезным посредником, например, в случае, если Саудовская Аравия попыталась бы заполучить у Китая технологии создания ядерного оружия или баллистических ракет для защиты от таких угроз, как Иран. Бандар был связующим звеном при заключении с Китаем секретной ракетной сделки 1987 года, известной как «Восточный ветер» (по названию китайских ракет средней дальности «Дунфэн»; прим. mixednews.ru). Бандар к тому же десятилетиями был задействован в секретных заданиях в Сирии и Ливане, а «Уолл-стрит джорнал» писала о том, что он помог организовать визит высокопоставленного сирийского перебежчика генерала Манафа Тласса в Саудовскую Аравию.
Бандар особенно хорошо подходит для обеспечения взаимодействия с Соединёнными Штатами по линии спецслужб, учитывая его двадцатилетний посольский стаж в этой стране. Бандар поддерживал тесные отношения с ЦРУ во время президентства Рональда Рейгана, и как говорилось, помогал наладить скрытое финансирование совместных секретных саудовско-американских мероприятий на Ближнем Востоке. В период подготовки к войне 1991 года в Персидском заливе Бандар настолько сблизился президентом Джорджом Г.У. Бушем, что стал известен как «Бандар Буш», продолжив фигурировать под этим прозвищем и при президенте Джордже У. Буше.
Бандар не переставал играть закулисную роль даже после того, как покинул Вашингтон в 2005 году. О нём, к примеру, говорили, что он поддерживал направленную на конфронтацию с Ираном политику вице-президента Дика Чейни – к ужасу принца Турки аль-Фейсала, его преемника на посту посла, который работал с менее ястребиными членами администрации Буша (аль-Фейсал военным мерам в отношении Ирана отдавал предпочтение санкциям; прим. mixednews.ru).
Что любопытно, Бандар в последние дни стал особой мишенью для нападок иранских СМИ. Иранский канал Press TV прозвал его 2 августа «стержнем грязных трюков» ЦРУ и Моссад против Сирии. Кроме того, в начале прошлой недели Press TV передал неподтверждённое сообщение, утверждавшее, что Бандар убит – слух был опровергнут в пятницу источником, сообщившим о том, что Бандар выходил на контакт по телефону с несаудовцами.
У себя дома саудиты ведут борьбу, направленную на сдерживание шиитских протестов в Эль Катифе, расположенном в богатой нефтью Восточной провинции королевства. Эти протесты, которые, по мнению саудитов, инспирированы Ираном, согласно сообщению «Би-би-си» от 9 июля привели в начале июля к двум смертельным случаям. Демонстрации продолжились на прошлой неделе, поступали сообщения о новых жертвах.
Саудиты не смогли остановить волнения в Аль-Катифе; похоже, что они даже усиливаются. Выступающие могут надеяться спровоцировать саудитов на применение крутых мер, которые повлекут за собой массовые жертвы и вызовут гораздо более масштабные демонстрации и международные протесты. До последнего времени саудитам удавалось избегать подобной эскалации, прибегая к относительно умеренной тактике. Саудовские реформаторы приводят доводы в пользу того, что наилучшим способом усмирения шиитских протестов будет предоставление им всех экономических и политических прав, вытекающих из гражданства.
Иранский Press TV 27 июля показал на экране интервью с аналитиком под заголовком «Коллапс режима Аль-Сауд становится более реалистичным, чем раньше». Возможно, эта информация и является тегеранской пропагандой, но она помогает прояснить, почему команда саудовской монархии занимает посты согласно боевому расписанию.