Турция начинает понимать, что Иран и Россия нужны ей в качестве друзей?

Источник перевод для mixednews – molten

Как говорят аналитики, Турция разворачивается к региональным державам Ирану и России, поддерживающим режим Дамаска, чтобы те помогли ей справиться с кровавой гражданской войной в Сирии, которая выливается через границу потоком беженцев и обстрелами её территорий.

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на прошлой неделе выказал первые признаки того, что Анкара может начать изменять подход к длящемуся вот уже 19 месяцев конфликту после проведения в Баку неожиданной встречи с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом.

Анкара предложила Ирану создание ряда трехсторонних механизмов с участием ключевых региональных игроков, на чьём пороге уже бушует сирийский кризис.

В этот трехсторонний механизм может войти Турция, Египет и Иран», сказал Эрдоган. «Во второй предложенный механизм может войти Турция, Россия и Иран. Третьим механизмом может стать сотрудничество Турции, Египта и Саудовской Аравии».

Эта инициатива являет собой значительный сдвиг позиции Анкары», написал в Hurriyet Daily News Семих Идиз.

«Всего несколько месяцев назад Анкара холодно взирала на все обсуждения по Сирии с вовлечением России и Ирана из-за их безусловной поддержки президента Сирии Башара аль-Асада», утверждает он.

Правительство Эрдогана, одно время бывшее союзником Асада, сожгло мосты отношений с Дамаском после его подавления народного недовольства, которое разразилось в марте прошлого года, и превратилась в гражданскую войну.

С тех пор Турция предоставила убежище для примерно 100 тысяч беженцев, спасающихся от конфликта, а также приютила изгнанных сирийских мятежников и политическое руководство Сирии.

В то же время парламент Турции одобрил военные действия против Дамаска «когда это будет сочтено необходимым», вскоре после того, как от обстрела сирийскими снарядами 3 октября в приграничном городе погибли пять граждан Турции. Турецкие военные усилили безопасность границ самолётами и танками.

Но меры сдерживания Анкары были не очень хорошо восприняты Ираном и Россией, и изменили восприятие Турции как доставляющей проблемы стороны.

Заслуженный обозреватель в либеральном ежедневнике Milliyet Сами Коэн, говорит, что Анкара начала нащупывать пути «стратегии выхода» после того, как проводимая до сих пор политика втянула Турцию в происходящее, сделав её частью проблемы.

«В то время, как, с одной стороны, Анкара продолжает придерживаться своей политики открытого противника Сирии, с другой стороны она сигнализирует о том, что хочет поучаствовать в усилиях по мирному решению проблемы».

«Друзьями обзаводиться необходимо»

Представители турецкого МИД, общавшиеся с AFP, сказали, что Турция никогда не исключала региональных инициатив, отметив её поддержку переговоров регионального квартета, предложенного Египтом, при участии ключевых игроков — Ирана и Саудовской Аравии.

Турция и Иран расходятся во взглядах относительно сирийского кризиса, но в последние несколько недель между ними наблюдался интенсивный дипломатический обмен, результатом чего стало поддержка Тегераном и Анкарой плана по прекращению огня на время мусульманского праздника Ид аль-Адха.

Турция также общается с Россией, несмотря на недавний дипломатический скандал с посадкой Турцией направлявшегося из России в Сирию самолёта.

Турция до сих пор не сказала, что это был за подозрительный груз, но обе стороны предпочли спустить инцидент на тормозах, и отрицают, что в их основанных на торговле отношениях был кризис.

Как считает профессор международных отношений в Стамбульском университете Bilgi Соли Озел, «Турция находится в отчаянном положении вот уже 19 месяцев. У нее не хватает сил изменить ситуацию в Сирии, или убедить союзников Сирии найти решение, и ей не удаётся убедить своих западных союзников за неё вступиться».

Новая инициатива по налаживанию сотрудничества с ключевыми региональными игроками может быть способом Турции починить забор со своими соседями.

«Я думаю, что лидеры Турции вновь открывают для себя идею не иметь с соседями проблем», сказал один дипломат, сведущий в политических усилиях Анкары.

«Турки пришли к выводу, что они должны сделать что-то в отношении России и Ирана. Они поняли, что Турция не может быть одна, и что даже если она была бы сверхдержавой, ей всё равно нужны были бы друзья».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий