Мнение эксперта: российский истребитель-невидимка может сравниться с американскими

Источник перевод для mixednews – josser

Первый «Сухой» Т-50 в ходе испытательного полёта

Дебютировавший в январе 2010 года опытный образец российского Т-50, первого недоступного для радаров боевого самолёта за пределами США, слегка менее малозаметен, чем американский F-22 и приблизительно равен в этом отношении более малогабаритному F-35. Но по ряду других показателей новый военный самолёт от российского опытно-конструкторского бюро им. Сухого даже превосходит американские аналоги.

Этот неожиданный вывод следует из первых научных исследований эффективной площади рассеяния (ЭПР) Т-50, завершённых недавно экспертом независимого аналитического центра Air Power Australia доктором Карло Коппом.

«По внешнему оформлению истребитель Т-50 уступает F-22 Raptor», – пишет Копп в своём объёмном, насыщенном техническим жаргоном докладе. А вот F-35 и Т-50, добавляет он, демонстрируют «одинаковое … поведение ЭПР».

Но Копп даёт свою оценку Т-50 с оговорками. По правде говоря, с немалыми. Чтобы сравняться с F-35 Lockheed Martin в невидимости – не говоря уже о F-22 той же компании – инженеры «Сухого» будут должны, в числе прочих изменений, модифицировать двигатели Т-50, приспособив их таким образом, чтобы они меньше себя выдавали (имеются в виду дизайн осесимметричных сопел; прим. mixednews.ru), а также дополнить обшивку самолёта покрытием из радиопоглощающего материала.

С доведёнными до ума двигателями и покрытием, присущие Т-50 «отражающие свойства ЭПР будут удовлетворять требованиям к «очень малозаметным» (Very Low Observable, VLO) объектам, предполагающим отсутствие в угловой области носовой части очень сильного зеркального отражения», – пишет Копп. В переводе на понятный язык, Копп говорит, что засечь улучшенный вариант российского истребителя большинству радаров по мере его приближения к ним может быть очень и очень трудно».

Заметим, что существенные усовершенствования в период развития опытных образцов стелс-техники – это нормальная практика. За 15 или больше лет, пока разрабатывались F-22 и F-35, их проекты претерпели большие изменения. Т-50, построенный в количестве всего 4 экземпляров, летает ещё неполных 3 года и согласно планам вступит в строй не ранее 2016 года. У русских есть время на то, чтобы тщательно совершенствовать конструкцию, как делают китайцы со своими самолётами-невидимками.

Следует учесть, что к 2016 году в распоряжении американцев могут быть сотни

боеготовых F-35 плюс ещё где-то 180 F-22, которые уже несут службу. Т-50 сможет компенсировать своё запоздание внушительными ТТХ, которые кое-где оставляют позади даже хвалёные возможности F-22.

Одно русское преимущество Копп называет «крайней сверхманёвренностью» – следствие характерных для Т-50 «сверхсовременной аэродинамической схемы, необыкновенно производительной тяговооружённости и трёхмерного изменяемого вектора тяги, интегрированного с передовой цифровой системой управления полётом».

Второе преимущество: «исключительная боевая стойкость, результат необычайно большой 25000-фунтовой (11 тонн; прим.) внутренней загрузки топлива», пишет Копп. Т-50 мог бы продолжать полёт и вести бой ещё долго после того, как у F-22 и F-35 кончилось горючее.

Более того, согласно Коппу, от определённых видов радиолокаторов Т-50 будет уходить лучше, чем от других – и в обнаружении уникальных очертаний Т-50, утверждает он, американские радары входят в число худших. Проведённый Коппом анализ ЭПР Т-50 по типу РЛС показывает, что китайские «анти-VLO радары», особенно те, что предназначены для выявления американских стелс-самолётов, засекают Т-50 лучше всех.

Следующим оптимальным средством обнаружения российского истребителя является дециметровая РЛС на борту самолётов ДРЛО E-2 американских ВМС. Копп утверждает, что радары американских истребителей, включая те, что используются F-22 и F-35, дают в отношении Т-50 посредственный результат.

«В формах конструкции прототипа Т-50 нет фундаментальных препятствий, которые могли бы помешать её эволюции до уровня воистину «очень малозаметного», заключает Копп.

Иными словами: будь начеку, Америка! Отныне ты всего лишь одна из трёх стран, способных поднять в небо по-настоящему неуловимые для радаров боевые самолёты.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий