Министр иностранных дел России Сергей Лавров и его турецкий коллега Ахмет Давутоглу протягивают друг другу руки для рукопожатия после совместной пресс-конференции в стамбульском отеле Чираган-Палас 17 апреля 2013 года.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Анкару 17 апреля, но событие это прошло практически незамеченным. Несмотря на глубокие разногласия между Анкарой и Москвой по вопросу Сирии, Турция воздержалась от упрёков в адрес Москвы. И это потому, что ни одной страны Турция не боится так, как она боится России.
У Анкары будет примерно с дюжину соседей, если ещё брать таковых по Чёрному и Средиземному морям. Окрылённая своим феноменальным экономическим ростом в минувшем десятилетии и повышением политической мощи, Турция выказывает готовность встать в боевую стойку по отношению к каждому из них; турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган открыто порицал лидеров Сирии, Ирана и Ирака. По сути, ни один из соседей страны не может чувствовать себя защищённым от гнева Анкары – то есть, за исключением России.
Турки испытывают глубоко укоренённое, исторически сложившееся нежелание враждовать с русскими. Бьющая ключом турецкая экономика ужасно зависит о российского энергоэкспорта: Россия обеспечивает более половины потребления природного газа в Турции. Соответственно, Турция вряд ли пойдёт на конфронтацию с Москвой, даже когда Россия нарушает турецкие интересы, например, в Сирии, где Россия поддерживает режим Асада, в то время как Анкара стремится к его свержению.
Исторически, турки всегда остерегались русских. С 1568 года, когда впервые столкнулись османы и россияне, и до конца Российской империи в 1917-м, турки и русские успели повоевать в 17 войнах. В каждом случае зачинщиком и победителем оказывалась Россия. В результате этих поражений османы утратили обширные территории в пользу русских, в том числе даже жёстко турецкие и мусульманские, простирающиеся от Крыма до Черкесии. Русские поубивали многих жителей этих османских земель, а оставшихся изгнали в Турцию. От беженцев из России произошло так много турков, что в Турции даже есть поговорка: «Поскреби турка и найдёшь под ним гонимого русскими черкеса».
В натерпевшихся в течение столетий от России турках глубоко засел страх перед русскими. Это объясняет, почему Турция бросилась в безопасные объятия НАТО и США, когда в 1945 году Сталин потребовал от Турции территорию и базу на Босфоре. Боязнь русских превратила Турцию в одного из самых преданных союзников Соединённых Штатов в холодной войне.
В последнее время турецко-российские отношения заметно улучшились. Россия является главным торговым партнёром Турции, и почти 4 миллиона россиян проводят ежегодно свои отпуска в Турции. В то же время, турецкие строительные, рознично-торговые и производственные предприятия процветают в России. Флагманский авиаперевозчик страны Turkish Airlines предлагает ежедневные перелёты из Стамбула в 8 российских городов.
И всё же, ничто из этого не стёрло подсознательную русофобию турков. В 2012 году я спросил в Анкаре человека, имеющего отношение к выработке политического курса страны, будет ли Турция предпринимать односторонние военные действия для свержения режима Асада в Дамаске. «Не против воли Москвы, – ответил мой собеседник, добавив, – Русские могут отравить нам жизнь, они это умеют».
По крайней мере часть турецких страхов в отношении России имеет основания в действительности. Турция в своих энергетических потребностях зависит от России больше, чем любая другая страна. Несмотря на крупную экономику, у Турции нет ни значительных нефтегазовых месторождений, ни собственных атомных электростанций. Поэтому Анкара привязана к Москве, которая часто использовала поставки газа как способ покарать страны, перешедшие ей дорогу к внешнеполитическим целям подобно Украине.
Есть ещё и аспект безопасности: Россия помогла создать Рабочую партию Курдистана (РПК), организацию, которая десятилетиями вела террористическую кампанию протии Турции, унёсшую жизни свыше 30 тысяч человек. РПК возникла под русским шефством в 1980-х в оккупированной тогда Сирией ливанской долине Бекаа, и даже после краха коммунизма периодически пользовалась российской поддержкой.
Недавно Турция вступила в мирные переговоры с РПК, и многие члены организации, вероятно, внимут совету её лидера Абдуллы Оджалана и сложат своё оружие. Однако в Анкаре распространены опасения, что в РПК могут заявить о себе некоторые вышедшие из подчинения элементы и сторонники жёсткой линии, которые денонсируют переговоры и продолжат воевать с Турцией.
Тем временем, с конца 2011 года Анкара находится в конфронтации режиму Асада в Дамаске, поддерживая сирийскую оппозицию. Это привело к всплеску атак РПК против Турции, исходящих главным образом из Ирана, который, судя по всему, предоставил РПК свободу передвижений по своей территории для наказания Анкары за её антиасадовскую позицию.
В Анкаре боятся, что если Турция вторгнется в Сирию, Россия может сделать то же самое, подбивая непримиримые элементы РПК в стране возглавить восстание против турецких войск. Вместе с другими поводами для беспокойства, среди которых риск перекидывания конфликта в Сирии на Турцию, турецкая боязнь России заставила Анкару избегать прямой интервенции в Сирию.
Кроме того, эти страхи побудили Турцию ещё сильнее повернуться к Соединённым Штатам в очередной попытке найти защиту под натовским зонтиком от исходящей от русского великана смутной угрозы. Принимая во внимание турецкую боязнь России, любые военные действия Турции против режима Асада должны будут быть обусловлены полной поддержкой и участием НАТО.
Для турков, когда речь заходит о Москве, история повторяется каждый день – не стойте у России на пути, чтобы она не замучила вас снова.
Что за горе историки это писали? Какие злые оказывается русские а турки то бедные несчастные всё время от них страдали, а кто армян тогда вырезал?