Психология стихийного потребления России

3276507157_8eabe2dd65

Не часто планы правительства и планы народа совпадают так, как сейчас. В проекте правительства – повышение реального дохода в течение следующих нескольких лет, однако наряду с этим ожидается понижение сумм сбережений народа.

Именно это сейчас и происходит. По результатам недавнего исследования, 78 процентов россиян откладывают менее 10-ти процентов своего дохода, а 31 процент – это существенно больше, чем в прошлом году – вообще не откладывают деньги.

Это значит, что народ тратит больше денег, что хорошо как для экономики, так и для Министерства экономики. Один экономист сказал, что если бы люди были более скупыми, состояние экономики было бы намного хуже.

Тратить любой ценой

Большинство россиян откладывают хоть какое-то количество денег. Учитывая, что 59 процентов обеспокоено состоянием своих финансов, каким оно будет в момент их выхода на пенсию, можно прийти к выводу, что наиболее распространённой причиной накопления денег являются пенсионные сбережения. Однако всё не так. Исследования показывают, что наиболее распространённые причины сбережений это оплата поездки в отпуск или покупка машины.

Главный исследователь по вопросам качества жизни из Левада-Центра Марина Красильникова объясняет: «Сходно с планами нашего правительства, планы народа крайне недальновидны. Поэтому они редко принимают решения с учётом долгосрочной перспективы. Определённый уровень недоверия финансовым и общественным учреждениям только усложняет ситуацию». И всё это несмотря на тревожные перемены, которые произошли в пенсионной программе.

Особенно интересным моментом в данном ситуации является то, что по результатам исследований россияне не любят шопинг сильнее, чем жители всех остальных стран. Но они все же занимаются шопингом, покупают и инвестируют в экономику России.

Заботясь об имидже

В плане предпочтения качества количеству, с россиянами  схожи страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В отличие от европейцев, они больше ориентируются на бренды, и рассматривают их наименования как символы статуса.

Подпись к изображению: В Санкт-Петербурге

Директор по изучению потребителей северо-восточной Европы компании Nielsen Мачей Пшибыш поведал: «Европейские покупатели легче переключаются на небрендовую продукцию, так как в Европе такие вещи обычно более высокого качества. Разумный европеец проигнорирует бренд, если у него есть возможность купить что-то такого же качества, но по более низкой цене». Однако Пшибыш объясняет, что в случае с Россией дело не только в качестве. «Россияне не могут позволить себе купить хорошую квартиру или машину, поэтому они покупают одежду популярных брендов, дорогой шоколад и смартфоны».

По словам Алексея Белянина из Высшей школы экономики, корни ассоциирования названий известных фирм с неким престижем уходят в низкие уровни потребления, наблюдавшиеся в советское время. Белянин считает: «Страсть к популярным брендам, не всегда связанным с качеством, в основном является результатом психологической травмы, которую люди получили в советские годы. Тогда и зародился стереотип «потребителя», и он передаётся молодому поколению».

Идея о престижности тесно связана с готовностью заплатить высокую цену за определённый товар. Белянин поделился результатами своего недавнего исследования: респонденты, которые согласились с утверждением «машина – символ статуса её обладателя» чаще всего имели более дорогие машины, чем люди, не согласные с данным высказыванием. Те люди, которые считали, что определённая машина – признак статуса, на самом деле платили не за качество. Вместо этого, они отдавали деньги за название марки, которое для них означает статус.

Как считает Белянин, «в сознании тех, кто может позволить себе фирменные вещи, они особо ценны». Сколько денег тратить на эту ценность – зависит от человека. Например тот, кто много времени проводит в машине, может купить дорогую машину, но не фирменные обувь и зонт. Как продемонстрировать свой статус – каждый решает сам для себя.

Возможно, озабоченность брендами выходит из моды, чего не скажешь о трате денег. Согласно проведённому компанией Boston Consulting Group исследованию, число людей, готовых платить больше за предметы роскоши и машины уменьшается с каждым годом. Кажется, россияне начинают осознавать – не нужно демонстрировать своим друзьям, что ты ездишь на дорогой иномарке. Всё больше людей тратятся на своих детей или дом – другими словами, они становятся больше похожими на европейцев.

В конце концов, желание покупать более дешёвые товары не обязательно означает падение расходов потребителей. Как говорит директор Boston Consulting Group Иван Котов, «Я думаю, что психологический тип россиян отличается неумением копить. Во всех остальных странах люди чувствуют ответственность перед следующим поколением и стараются копить деньги. Мы же их растрачиваем».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий