Турция перестраивает свои отношения с Россией в регионе

xin_16208060706343591044012У Турции и России были политические разногласия в прошлом. В наибольшей степени это было заметно на примере Сирии, где две эти страны поддерживали противостоящие в гражданской войне фракции. Анкара и Москва даже дошли до того, что обвинили друг друга – пусть и в дипломатичной форме – в продлении страданий в Сирии.

Тем не менее, и без того широкое и по-прежнему развивающееся экономическое сотрудничество между двумя странами, оцениваемое в десятках миллиардов долларов и охватывающее такие стратегические отрасли как атомная энергетика, – стало гарантией сохранения ими позитивного характера своих отношений независимо от политических расхождений.

Данное обстоятельство вновь дало о себе знать во время визита премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана 21-22 ноября в Санкт-Петербург, где он провёл переговоры с президентом Владимиром Путиным относительно Сирии и Ирана, а также по множеству других вопросов, представляющих взаимный интерес.

Что касается экономической стороны, две страны пообещали повысить к 2020 году объём двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов. Данный показатель достиг в 2012 году уровня 35 миллиардов долларов. Кроме того, две страны завершают оформление $20-миллиардных инвестиций России в строительство первой атомной электростанции Турции.

Тем временем десятки турецких подрядчиков делают бизнес в России, оцениваемый миллиардами долларов, а миллионы российских туристов ежегодно посещают Турцию. Несмотря на сверхамбициозность задач и превратности экономической жизни, влияющие на годовые показатели торговли, экономический аспект турецко-российских отношений, по всей видимости, продолжит развиваться, и ни одна из сторон не обнаруживает желания поставить его под угрозу.

А в политической плоскости визит Эрдогана произошёл в то время, когда ход событий на Ближнем Востоке стремительно ускоряется, предоставляя для сотрудничества и координации действий между Анкарой и Москвой по региональным проблемам больше возможностей, чем в прежние времена.

Вклад Турции в ситуацию на Ближнем Востоке, где она оказалась в изоляции из-за ряда политических ошибок, допущенных правительством Эрдогана, в настоящий момент выглядит ничтожно малым. Последним событием, создающим риск дальнейшей изоляции Турции, стало решение Каира понизить уровень дипломатических отношений с Анкарой после того, как его рассердили высказывания Эрдогана в поддержку свергнутого президента Мохаммеда Мурси.

Эта размолвка между Турцией и Египтом происходит в момент, когда Россия налаживает контакты с Египтом. Недавно Москва направила в Каир министра иностранных дел Сергея Лаврова, где он обхаживал приведённое к власти военными новое правительство. В отличие от Турции, Россия на Ближнем Востоке является в настоящее время влиятельным и инициативным игроком, и, судя по всему, успешна в своих усилиях.

Указанное обстоятельство было наглядно продемонстрировано сделкой с Ираном, достигнутой в отношении его ядерной программы. Говорят, что роль Москвы в этих переговорах была решающей. Россия также была центральным игроком в усилиях по прекращению сирийской войны, и сейчас работает над созывом конференции Женева-2.

Новизна во всём этом состоит в том, что Россия теперь действует вместе с США. Происходит это после того, как две ведущие державы, являющиеся к тому же членами Совета Безопасности ООН, по-видимому, договорились о том, как должен быть разрешён основной кризис на Ближнем Востоке.

Многие аналитики также утверждают, что Москва спасла Вашингтон, когда предложила решение вопроса сирийского химоружия, освободив тем самым США от бремени воздушной войны против сил Асада и впутывания в новую ближневосточную авантюру вопреки настроениям американского общества. Всё это тоже поднимает статус Москвы в турецких глазах.

При взгляде с российской точки зрения Москва сохранила постоянство своей позиции по Ирану и Сирии. Многие российские аналитики обращают сегодня внимание на то, что к тому, с чем другие начали соглашаться только сейчас, призывала всё это время именно Россия. Это определённо так в случае Турции, которая сейчас соглашается (хотя всё ещё как-то нехотя), что единственным оставшимся для Сирии вариантом является достигнутое в результате переговоров урегулирование.

Анкара изначально отвергала этот путь из-за легитимности, которой она в этом случае должна была бы удостоить президента Сирии Башара Асада и его правительство. Вместо этого она добивалась оказания военной поддержки сирийской оппозиции, чтобы та могла взять верх над Асадом. Кроме этого, Эрдоган выразил свою неудовлетворённость достигнутой при российском посредничестве сделкой относительно сирийского химического оружия, утверждая, что она позволяет Асаду выкрутиться.

Турция по-прежнему придерживается отличной от российской точки зрения по вопросу о том, кто несёт ответственность за кровавые события в Сирии.

Это было видно во время пресс-конференции в Санкт-Петербурге, где Эрдоган разразился своей обычной тирадой против режима Асада. Москва со своей стороны продолжает обвинять воюющие с правительством радикальные элементы.

Несмотря на разные подходы к этой проблеме, Эрдоган под грузом обстоятельств был вынужден поддержать конференцию Женева-2, на проведении которой настаивают Вашингтон и Москва, и которая теперь назначена на 22 января.

Путин сказал, что Россия выполнила свои обязательства, убедив правительство Асада поехать в Женеву, и в ремарке, явно адресованной Эрдогану, намекнул на то, что дело теперь за другими – убедить несговорчивую сирийскую оппозицию поехать в Женеву и содействовать достижению урегулирования путём переговоров.

В Санкт-Петербурге Эрдоган также дал понять, что Анкара по-прежнему хочет, чтобы Россия употребила своё влияние на то, чтобы Турцию приняли в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Это было предпринято как знак того, что он по-прежнему ищет альтернативу связям с Европейским Союзом, большей частью пребывающим в спячке.

Ранее в этом году Эрдоган признался, что сказал Путину о том, что если Турцию пустят в ШОС, то она будет готова к тому, чтобы отозвать свою заявку на членство в ЕС. Его слова сначала были восприняты как шутка, но последующие высказывания Эрдогана показали, что он не совсем шутил.

В Санкт-Петербурге Эрдоган упомянул об этом как минимум ещё один раз, когда высказал мнение о том, что членство в ШОС снимет бремя ЕС с плеч Турции. «50-летний опыт (с ЕС) – это не просто так. Возьмите нас в Шанхайскую организацию сотрудничества и избавьте нас от этой беды», – цитируются слова Эрдогана Путину.

Вступление в такой альянс с Анкарой, однако, выглядит как слишком сильный шаг для Москвы и остальных членов группы, которые всего лишь предоставили Турции статус «партнёра по диалогу». Многие аналитики считают, что из-за членства Турции в НАТО заявка Эрдогана не имеет большого смысла.

Несмотря на то, что Турция считается «партнёром по диалогу», её не пригласили на сентябрьский саммит ШОС в Бишкеке. Зато был приглашён Иран, имеющий в ШОС более высокий статус «наблюдателя». Судя по всему, связи Ирана с Россией крепки как всегда.

23 ноября президент Ирана Хасан Роухани в знак тёплых отношений между Москвой и Тегераном принял заместителя премьер-министра России по обороне и космической промышленности Дмитрия Рогозина и вновь заявил, что у двух стран «есть общие интересы и задачи в чувствительном ближневосточном регионе».

В ситуации, когда на Ближнем Востоке набирает темп такая дипломатическая активность и вырисовываются перспективы нового международного сотрудничества по региональным вопросам, едва ли Анкара может позволить себе оставаться зрителем.

Наращивание политического сотрудничества с Москвой, в дополнение к сотрудничеству с Вашингтоном, не говоря уже о Тегеране и Багдаде, несомненно улучшит перспективы Турции в этом плане, помогая ей двигаться к авансцене, а не наблюдать события из-за кулис. Похоже, что переоценка, которая происходит во внешней политики Анкары – независимо от кризиса отношений с Египтом – направлена именно на это.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Турция перестраивает свои отношения с Россией в регионе”

  1. Надеюсь наши не забыли, как ровно год назад турки двумя истребителями посадили сирийский самолет с грузом «двойного назначения».
    В ШОС они рвутся, это хорошо, но как-то быстро меняют вектор на противоположный, а если Эрдогана сменит другой политик? Нужно выждать годков 10, зачем в ШОС змея?

Добавить комментарий