Доллар теряет доверие

Доверие к американскому доллару как к мировой резервной валюте с момента приостановки работы американского правительства продолжает стремительно снижаться. Когда 14 октября пошла третья неделя правительственного кризиса, все понимали, что соглашение между демократами и республиканцами, скорее всего, будет достигнуто до 17 октября.

Доллар теряет доверие

Однако удар по американскому доллару был уже нанесён. Мир потерял доверие к Вашингтону. Будет справедливым сказать, что они держат мировую экономику в заложниках, балансируя на грани «политической конфронтации».

По словам французского экономиста Оливье Бланшара, ведущий экономист МВФ говорил о возможности глобальной финансовой катастрофы, которая может грозить миру, если Соединённые Штаты не поднимут свой «долговой потолок», чтобы избежать дефолта по своим финансовым обязательствам.

[blockquote_fact]Поднятие долгового потолка означает только то, что американцы могут продолжать занимать деньги, чтобы финансировать свои операции и выплачивать проценты по ценным бумагам, принадлежащим Китаю, Японии и другим инвесторам.[/blockquote_fact]

Бланшар говорил: «Если потолок не будет поднят, последствия будут очень серьёзными. Дальнейшая отсрочка этого решения приведёт к крайней налогово-бюджетной консолидации и почти наверняка сведёт на нет «оздоровление» американской экономики. Но любая неспособность выполнять обязательства по долгам почувствуется почти мгновенно и приведёт к разрушению финансовых рынков, как в Соединённых Штатах, так и за границей».

Сколько это может продолжаться? Американское правительство будет продолжать наращивать долг за счёт многих государств, которые держат их ценные бумаги, превращающиеся в ничто из-за того, что Федрезерв бесконечно печатает новые деньги.

Валютное стимулирование продолжает обесценивать американский доллар, а глава ФРС Бен Бернанке обещает по-прежнему выкупать по 85 миллионов долларов американского госдолга и закладных, что приведёт к росту инфляции.[blockquote_fact] Эта экономическая политика обречена на провал.[/blockquote_fact]

Крупнейший кредитор США Китай покупает активы в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке, чтобы разнообразить свои вложения.

Нью-Йоркское издание International Business Times пишет:

В 2013 году китайские компании вложили в 16 горнодобывающих предприятий около $696 миллионов долларов. Большая часть этих предприятий расположена в Австралии, остальные — в Индонезии, Канаде и Британии.

Африку считают одним из наиболее привлекательных для Китая регионов в этом отношении. Китай нуждается в природных ресурсах, в то время как Африканским странам необходимы средства и поддержка для развития инфраструктуры. Таким образом, китайскому бизнесу очень легко получить доступ к африканским ресурсам, предоставив необходимую помощь. [blockquote_fact]За последние пять лет китайские компании осуществили 83 закупки нефти и газа на общую сумму  $100,7 миллиардов долларов.[/blockquote_fact]

Как скоро страны с самым большим объёмом американских долговых обязательств начнут от них избавляться? Вряд ли это произойдёт в этом году, однако, в течение последующих двух лет вполне возможно.

Китай находится в процессе принятия важнейших решений относительно своих экономических проблем, связанных с $1,2 триллионами американских долговых обязательств, держателями которых они являются. Китай обзавёлся множеством различных активов в разных регионах мира. Например, они заключили двусторонние соглашения с Японией и Россией о торговле без посредничества доллара. Подобные соглашения Китай планирует заключить с Австралией, Исландией, Южной Кореей, Малайзией, Бразилией, Индией и ЮАР, торговля с которыми будет вестись при помощи национальных валют. [blockquote_fact]Китай строит отношения со многими странами Африки, экономика которых нуждается в поддержке.[/blockquote_fact] Китай инвестирует в многочисленные африканские проекты, связанные с развитием инфраструктуры и таким образом даёт возможность населению этой страны создавать новые рабочие места, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация договорилась о покупке канадской Nexen за $15,1 миллиардов. Кроме того, Китай инвестирует в нефтяные и газовые компании Центральной Азии и горнодобывающие компании в Австралии и Африке, подписал $5-миллиардное соглашение с правительством Кении о строительстве железной дороги для транспортировки товаров из Кении, Уганды, Руанды, Бурунди и Конго.

[blockquote_fact]Китайские инвесторы вкладывают средства в виноградники французского Бордо. [/blockquote_fact]Недавно китайские производители мясной продукции купили за $4,7 миллиардов английскую компанию Smithfield, чтобы обеспечить своё население свининой.

Мир пристально следит за тем, какую игру ведёт Вашингтон за счёт своего собственного народа и мировых инвесторов. Их неуверенность порождает недоверие. Неспособность американского правительства убедить инвесторов, что их вложения находятся в безопасности, ведёт к потере доверия мира к американской валюте.

С момента основания Федерального резервного банка в 1913 году доллар потерял 95 процентов своей ценности. Правительства всего мира пытаются отойти от доллара как инструмента для ведения торговли. В прошлом США и их западные союзники объявляли войны и устраивали государственные перевороты в странах, желавших использовать другие валюты для торговли, включая золото.

[blockquote_fact]Один из примеров — попытка Саддама Хуссейна заменить нефтедоллары на евро.[/blockquote_fact] Это стало одной из главных причин, по которой администрация Буша решилась на вторжение в Ирак, наряду с нефтяными ресурсами.

Другой пример — история с убийством Муамара Каддафи, планировавшего создать единую африканскую валюту под названием «золотой динар», которая заменила бы доллар при торговле нефтью. Известно также, что Каддафи говорил о необходимости сделать Африканский инвестиционный банк независимым институтом, который давал бы африканским странам беспроцентные ссуды, что свело бы на нет роль МВФ в этом регионе.

Однако Соединённые Штаты больше не в состоянии поддерживать свою валютную политику, ни прямым насилием, ни экономическим принуждением. Доллар исчерпал свой лимит доверия благодаря безрассудным действиям американского правительства.

[blockquote_fact]Дефолт американского долга будет иметь катастрофические последствия и для американской, и для мировой экономики. [/blockquote_fact]Рейтинговые агентства немедленно понизят кредитный рейтинг США  и организации-инвесторы по всему миру, включая центробанки, будут вынуждены продавать имеющиеся у них американские долговые обязательства, поскольку у них есть предписание на поддержание определённой категории капиталовложений. Американское правительство больше не сможет обслуживать свой долг, не говоря уже об увеличении его объёмов.

Лишившись возможности увеличения долга как финансового инструмента, правительство больше не сможет выполнять многие из своих обязательств, включая социальную защиту, медицинское обслуживание, военные нужды и тд. Огромная часть американской экономики затухнет.

Для остального мира это будет означать потерю резервной валюты, на которую опирается глобальная финансовая система, и, как следствие, нестабильность на валютных и облигационных рынках. Всё это неизбежно завершится глубоким мировым кризисом.

[blockquote_fact]Это будет сложное время. Но у мира нет другого выхода, кроме создания более надёжной экономической системы, которая не будет зависеть от американского доллара.[/blockquote_fact]

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

4 Replies to “Доллар теряет доверие

  1. Пока металлы и нефть к доллару не поползут дружно и стремительно вверх, говорить о потере доверия к доллару на уровне обывателей бессмысленно. А с другой стороны, когда это произойдет, то говорить будет нечего.
    Китаю совершенно нет необходимости дестабилизировать рынок выбрасывая облигации, наоборот, пока есть цивилизованный рынок и работают крупные банки по всему миру, этот мир можно захватывать без кровопролития, т.к. основным получателем свеженапечатанной бумаги является как раз Китай, и эту бумагу он тут же реализует на других рынках, выкупая реальные активы. Чем дольше будет сохраняться поддержка доллара, тем больше успеет купить Китай. Это похоже на паука высасывающего могущество из жертвы, или на паразита использующего носителя до самой его смерти, причем смерть носителя неизбежна, но для паразита не желательна.
    Это легко почитать. Суммы, которые Китай тратит на покупку зарубежных активов уже давно превзошли запас его американских облигаций, он крепко держит америку за яйца.

  2. Экономика США — паразит уже сто лет после создания ФРС. Китай — продукт глобальных корпораций — просто удачно приспосабливается. Это игра в Ян (США) и Инь (Китай). Китай не торопился с вводом конвертируемости юаня, он накапливал экономический потенциал во многом благодаря собственной скоординированной экономической политики и самостоятельной системы рефинансирования роста экономики. Да, избытки долларов он тратит на покупку активов. А что делать, если их излишек инвалюты питает повышение инфляции? Но когда он введет свободную конвертируемость юаня, рынок повысит его курс и значение импорта. Важно, что Китай также уязвим к провокациям, затрагивающим его притязания в прилегающей акватории Тихого океана. В этом случае он сразу выступает в роли жесткой силы — Ян. В одном из материалов на данном сайте разумно упоминалась возможность сбрасывания им казначеек в случае эскалации конфликта в этом регионе, что сразу изменит мировой экономический ландшафт в сторону, желательную для США, которые, в свою очередь, хоть и вышли на траекторию экономического роста, но сам рост — структурно слабый не в последнюю очередь, потому что американские корпорации предпочитают платить налоги не в США из-за высоких ставок там. Это цена глобализации для США. Если американские корпорации будут платить налоги в США, то США будут сильнее, но глобализация слабее. Иронично, что на днях власти США похвалили Голливуд за их вклад в рост ВВП Штатов. Про ЕС и говорить не приходится, оно попало в депрессионную ловушку. Россия также вот уже много лет находится в нефтедолларовой и кредитной ловушках. Доходы бюджета при нынешних ценах резко сократятся в ближайшие три года — заявляет Минфин. Всё это вызов для России, но также и возможность выйти Победителем. Каким образом? Как ни странно следует вспомнить опыт рейганомики. Это сочетание налоговых стимулов (в частности, была введена ускоренная амортизация оборудования, что способствовало росту производства и созданию рабочих мест), монетарной политики в целях ограничения инфляции и административных мер (в начале президентства Рейгана было введено замораживание цен на полгода — мало кто помнит об этой «социалистической мере», а также взят курс на дерегулирование). Перед Россией стоит главная задача — повышать производительность труда и в то же время создать много новых рабочих мест в производственной сфере. Как её решить? Используя опыт рейганомики. Надо ввести не только вычеты из налогооблагаемой базы на сумму экономии материальных затрат, но и ввести ускоренную амортизацию оборудования за три- пять лет. Вопрос Минфина будет — мы же потеряем ещё доходную часть? Ответом Лаффэра на аналогичный вопрос Рейгана был график нарисованный на салфетке — сначала падение, а затем рост общей массы доходов бюджета в результате экономического роста. Так и произошло. Но у России нет сильной системы рефинансирования банков под векселя предприятий и компаний! Это надо и не сложно сделать, если будет оперативно (а не в стиле как всегда «лебедь, рак и щука») выработана промышленная, аграрная и структурная политика. Но ЦБ скажет — выданные деньги обернуться в инвалюту и убегут из России. Не надо было полностью ломать систему валютного контроля по движению капиталов. Курс на деофшоризацию — это и есть необходимая форма валютного контроля. Кроме того, валютные резервы России связаны политикой ЦБ в режиме «currency board». Это запрограммированный тормоз развития, равно как и то, что госфонды держатся на случай мирового кризиса (это все равно что ничего не делать из-за боязни умереть — как здесь не вспомнить Евангельскую Притчу о талантах?). Да, порядка 40% недавно разрешили тратить на три инфраструктурных проекта, а как же с остальными точками роста? У России крупное сальдо торгового баланса, но экспорт выражен в в долларах, а не рублях, а займы идут в евро и долларах. Везде валютный риск. Уйти от него можно только если экспорт будет в рублях, тогда не надо будет кредитовать США и ЕС своими валютными резервами. Они должны будут кредитоваться у России в рублях. Валютный риск и риск margin calls (в силу также внутреннего рефинансирования) будет минимальный — это прерогатива всех резервных валют. Поэтому в рассматриваемой публикации и отмечено, что Каддафи хотел ввести «золотой динар», но не дали. Да что там говорить, страны Персидского Залива накануне кризиса в ЕС хотели ввести «динар Залива». Не потому ли банки США шарахнули ипотекой по банкам ЕС в 2008 г., чтобы Залив отказался от этой идеи? Но тенденция упрямо прокладывает себе путь и сейчас страны Восточной Африки объявили о готовности создать единую валюту. А чем они богаты? Только ресурсами и это в условиях экспансии ещё и Китая. В отношении опыта США по замораживанию цен можно сказать, что попытка заморозить тарифы естественных монополий в России правильная, но она должна быть в фокусе единой государственной политики экономического роста и, конечно, ограниченной по времени, чтобы наконец реально (с целью выхода на задействование длинных денег) обуздать инфляцию вкупе с мерами по борьбе с коррупцией и чрезмерной ролью посредников в реализации сельхозпродукции, т.е. инфляционными факторами и первопричиной слабой конкуренции.

  3. Противоречие между национальной формой и международных характером функционирования ключевой роли доллара достигло своего апогея. Для разрешения этого противоречия в 1969 г. были созданы СДР, но и они привели к монополии горстки фиатных валют Запада. Выход в том, чтобы страны нетто-экспортеры продвигали резервную роль своих национальных конвертируемых валют и систему соглашений о валютных свопах. Но это возможно только при применении успешной модели их экономического развития и роста производительности труда. В сущности это процесс выравнивания экономического развития в мире. В фарватере данного процесса идет Китай. Другие развивающиеся страны должны синхронизировать свои действия, иначе потеряются. России придется научиться конвертировать свою природную ренту не в нефтедоллары, а в рост производительности труда, иначе она будет заживо погребена своим правительством. Плановый переход к новой высокоинтеллектуальной модели развития потребует несколько лет и откроет возможности для введения резервной роли рубля. Это опять же время, а валютные риски, прежде всего по доллару с его проблемой потери доверия к нему накручиваются сейчас. Для их минимизации цены и расчеты за энергосители надо перевести в евро. Вот и будет создана зона торговли «ЕС-Россия» с опережением наскоков на Европу США и их претензий на колонизацию Украины. Конструкция созданного в 1971 г. Г.Киссинджером нефтедоллара после сирийского кризиса рухнула. Теперь цены на нефть и расчеты по ней должны снова формироваться в других конвертируемых валютах, а не только в долларе, — как это делает Китай. Правда за это Китай получил спровоцированное обострение обстановки в прилегающей акватории Тихого океана. Но чем больше стран будут продвигать альтернативные конвертируемые валюты по расчетам за нефть, тем меньше США смогут этому помешать, учитывая фундаментальные изменения в общественном сознании в связи с потерей доверия к доллару (и небезосновательно, поскольку обесценение доллара — одна из ключевых, хотя и неявных, целей монетарных властей США). Если этот период для трансформации системы расчетов за энергоносители проморгать, потом может быть уже поздно. Тогда на щит будет поднята связка доллар+евро=СДР. С катушек полетят остальные.

Добавить комментарий