Египет и Россия. Ожившие альянсы холодной войны

636122-01-08-414x350Американская поддержка «Братьев-мусульман» и ядерного соглашения с Ираном толкает арабский мир в объятия России. Правительство Египта, бывшего союзника США, купит у России вооружений на 2 миллиардов долларов, что является признаком стратегической перегруппировки на Ближнем Востоке, в результате которой контроль над ситуацией переходит к Путину.

Египет распростёр объятия для России сразу же после того, как администрация Обамы приостановила часть программ военной помощи египетскому правительству в качестве ответа на низложение президента Мурси и «Братьев-мусульман». Хотя после прихода к власти исламистов американская помощь неослабно продолжалась, после их свержения она была урезана.

Реакцией на это стало резкое падение поддержки египтянами Америки и, в частности, президента Обамы. Лишь один процент египтян доверяет Соединённым Штатам, и всего три процента – Обаме.

Саудовская Аравия берёт похожий курс. Её официальные лица теперь открыто говорят журналистам о том, какой более независимой в ответ на американскую политику будет их страна. Сообщения о приобретении ядерного оружия в Пакистане вызывают двусмысленные опровержения. Саудиты предложили России стратегический альянс и масштабные партнёрские отношения в случае, если Путин отвернётся от правительства Асада.

«Мы были свидетелями нескольких красных линий, проведённых президентом [Обамой], которые с течением времени розовели и в конечном итоге становились совершенно белыми», – сказал бывший глава саудовской разведки принц Турки аль-Фейсал.

То же самое ощущает королевская семья Бахрейна, недруга Ирана и «Братьев-мусульман». Недавно наследный принц аль-Халифа сказал: «Такое чувство, что Америка страдает шизофренией, когда имеет дело с арабским миром».

Он сравнил американскую политику с российской, и результат оказался не в пользу первой – шокирующая оценка, учитывая враждебность Бахрейна к Путину. «Русские доказали, что они надёжные друзья», – пояснил он.

Начало этой тенденции было положено ещё до того, как арабская весна вывела на авансцену «Братьев-мусульман» – после принесения президентом Обамой присяги при вступлении в должность.

«Только если вы будете тверды с Америкой и примите антиамериканскую стойку, США займут более гибкую позицию и заплатят вам», – заметил анонимно египетский чиновник.

В том же духе официальный представитель Иордании сказал, что США «продали христиан и друзов в Ливане, продали курдов в Ираке и прекратили расследование дела Харири», имея в виду убийство бывшего премьер-министра Ливана, причастными к которому согласно распространённой точке зрения считаются Сирии, Иран и «Хизбалла».

В большинстве своём является забытым тот факт, что ещё в 2009 году иракское правительство находилось в состоянии конфронтации с сирийским режимом (и тем самым с Ираном). Иракцы грозили возмездием в ответ на поддержку им терроризма, опубликовав изобличающие Сирию разведданные и пытаясь заручиться международной поддержкой своей инициативы по созданию трибунала ООН в отношении покровительствующих террористам должностных лиц Сирии.

Когда иракское правительство попросило США о помощи, администрация заявила, что не будет принимать в этом участия, и что Ирак и Сирия должны решать свои разногласия путём дипломатии. Представитель Ирака утверждал, что США в частном порядке противодействовали планам Ирака по созданию трибунала. Теперь Ирак находится в орбите влияния Ирана и является союзником Башара Асада.

Это отличные новости для Владимира Путина, который в 2005 году сказал, что «развал Советского Союза был крупнейшей геополитической катастрофой века».

«Сегодня Россия возвращается в ряд регионов, утраченных в 1990-е», – гордо заявил председатель Комитета по международным делам Совета Федерации России Михаил Маргелов, когда говорил об оружейной сделке с Египтом.

Похожие высказывания исходят и с египетской стороны.

«Мы хотим придать нашим отношениям новый импульс и вернуть их на такой же высокий уровень, который когда-то существовал в отношениях с Советским Союзом», – сказал министр иностранных дел Набиль Фахми.

Теперь Ближний Восток разделён на три альянса.

Первый союз – это Турция, «Братья-мусульмане», ХАМАС, Катар и Тунис. Больше всех администрация Обамы благоволит именно ему и доходит в этом до того, что использует деньги налогоплательщиков для распространения турецкого и катарского исламизма.

Второй альянс включает Иран, «Хизбаллу» и Ирак. Администрация пытается улучшить отношения с этим блоком.

Третий Альянс состоит из Египта, Саудовской Аравии, Иордании, ОАЭ, Бахрейна и Кувейта. Ещё одна страна Персидского залива, Оман, пытается держаться вне конфронтации с Ираном. Этот блок больше всех остальных благоприятен для Израиля и громче всех выражает своё разочарование американской политикой.

Первые два альянса объединяются против третьего. Турция и Иран хотят достичь прекращения огня в Сирии, а их высокопоставленные представители говорят, что хотят «объединить усилия» для того, чтобы стать «главной опорой региональной стабильности». Ранее в этом месяце ХАМАС объявила, что возобновила отношения с Ираном.

Положение России, чьей дружбы добиваются обе стороны в борьбе за влияние на Ближнем Востоке, теперь идеально. У Путина есть выбор. Он может встать на ирано-турецкую или на саудовско-египетскую сторону, а может столкнуть их друг с другом к своей выгоде.

Это досадный момент истории, когда Ближний Восток скорее вернул бы обратно Советский Союз, чем положился бы на сегодняшние Соединённые Штаты.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий