Американская поддержка «Братьев-мусульман» и ядерного соглашения с Ираном толкает арабский мир в объятия России. Правительство Египта, бывшего союзника США, купит у России вооружений на 2 миллиардов долларов, что является признаком стратегической перегруппировки на Ближнем Востоке, в результате которой контроль над ситуацией переходит к Путину.
Египет распростёр объятия для России сразу же после того, как администрация Обамы приостановила часть программ военной помощи египетскому правительству в качестве ответа на низложение президента Мурси и «Братьев-мусульман». Хотя после прихода к власти исламистов американская помощь неослабно продолжалась, после их свержения она была урезана.
Реакцией на это стало резкое падение поддержки египтянами Америки и, в частности, президента Обамы. Лишь один процент египтян доверяет Соединённым Штатам, и всего три процента – Обаме.
Саудовская Аравия берёт похожий курс. Её официальные лица теперь открыто говорят журналистам о том, какой более независимой в ответ на американскую политику будет их страна. Сообщения о приобретении ядерного оружия в Пакистане вызывают двусмысленные опровержения. Саудиты предложили России стратегический альянс и масштабные партнёрские отношения в случае, если Путин отвернётся от правительства Асада.
«Мы были свидетелями нескольких красных линий, проведённых президентом [Обамой], которые с течением времени розовели и в конечном итоге становились совершенно белыми», – сказал бывший глава саудовской разведки принц Турки аль-Фейсал.
То же самое ощущает королевская семья Бахрейна, недруга Ирана и «Братьев-мусульман». Недавно наследный принц аль-Халифа сказал: «Такое чувство, что Америка страдает шизофренией, когда имеет дело с арабским миром».
Он сравнил американскую политику с российской, и результат оказался не в пользу первой – шокирующая оценка, учитывая враждебность Бахрейна к Путину. «Русские доказали, что они надёжные друзья», – пояснил он.
Начало этой тенденции было положено ещё до того, как арабская весна вывела на авансцену «Братьев-мусульман» – после принесения президентом Обамой присяги при вступлении в должность.
«Только если вы будете тверды с Америкой и примите антиамериканскую стойку, США займут более гибкую позицию и заплатят вам», – заметил анонимно египетский чиновник.
В том же духе официальный представитель Иордании сказал, что США «продали христиан и друзов в Ливане, продали курдов в Ираке и прекратили расследование дела Харири», имея в виду убийство бывшего премьер-министра Ливана, причастными к которому согласно распространённой точке зрения считаются Сирии, Иран и «Хизбалла».
В большинстве своём является забытым тот факт, что ещё в 2009 году иракское правительство находилось в состоянии конфронтации с сирийским режимом (и тем самым с Ираном). Иракцы грозили возмездием в ответ на поддержку им терроризма, опубликовав изобличающие Сирию разведданные и пытаясь заручиться международной поддержкой своей инициативы по созданию трибунала ООН в отношении покровительствующих террористам должностных лиц Сирии.
Когда иракское правительство попросило США о помощи, администрация заявила, что не будет принимать в этом участия, и что Ирак и Сирия должны решать свои разногласия путём дипломатии. Представитель Ирака утверждал, что США в частном порядке противодействовали планам Ирака по созданию трибунала. Теперь Ирак находится в орбите влияния Ирана и является союзником Башара Асада.
Это отличные новости для Владимира Путина, который в 2005 году сказал, что «развал Советского Союза был крупнейшей геополитической катастрофой века».
«Сегодня Россия возвращается в ряд регионов, утраченных в 1990-е», – гордо заявил председатель Комитета по международным делам Совета Федерации России Михаил Маргелов, когда говорил об оружейной сделке с Египтом.
Похожие высказывания исходят и с египетской стороны.
«Мы хотим придать нашим отношениям новый импульс и вернуть их на такой же высокий уровень, который когда-то существовал в отношениях с Советским Союзом», – сказал министр иностранных дел Набиль Фахми.
Теперь Ближний Восток разделён на три альянса.
Первый союз – это Турция, «Братья-мусульмане», ХАМАС, Катар и Тунис. Больше всех администрация Обамы благоволит именно ему и доходит в этом до того, что использует деньги налогоплательщиков для распространения турецкого и катарского исламизма.
Второй альянс включает Иран, «Хизбаллу» и Ирак. Администрация пытается улучшить отношения с этим блоком.
Третий Альянс состоит из Египта, Саудовской Аравии, Иордании, ОАЭ, Бахрейна и Кувейта. Ещё одна страна Персидского залива, Оман, пытается держаться вне конфронтации с Ираном. Этот блок больше всех остальных благоприятен для Израиля и громче всех выражает своё разочарование американской политикой.
Первые два альянса объединяются против третьего. Турция и Иран хотят достичь прекращения огня в Сирии, а их высокопоставленные представители говорят, что хотят «объединить усилия» для того, чтобы стать «главной опорой региональной стабильности». Ранее в этом месяце ХАМАС объявила, что возобновила отношения с Ираном.
Положение России, чьей дружбы добиваются обе стороны в борьбе за влияние на Ближнем Востоке, теперь идеально. У Путина есть выбор. Он может встать на ирано-турецкую или на саудовско-египетскую сторону, а может столкнуть их друг с другом к своей выгоде.
Это досадный момент истории, когда Ближний Восток скорее вернул бы обратно Советский Союз, чем положился бы на сегодняшние Соединённые Штаты.