Укрепление исламистских устремлений премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, а также его резкая критика в адрес военных и медиа вызвали в его стране недовольство многих людей. Разоблачение мошеннической схемы «золото за нефть», масштабы коррупции его окружения, сомнительные способы, которыми завладел землёй сын Эрдогана и его не менее сомнительная строительная сделка с банкиром Аль-Каиды Ясином аль-Кади — всё это вызвало обвинения либеральной оппозиции Турции и побудило тысячи протестующих выйти на улицы. Критика нарастающих тоталитарных тенденций в политике Эрдогана усиливается не только внутри страны, но и за её пределами.
За последние 11 лет Эрдогану удалось укрепить свою власть и продвинуться по направлению к радикальному исламистскому государству под видом развития Турции как «исламской демократии». Последние четыре года мы наблюдали, как оксюморон «исламская демократия» успешно использовался для превращения «арабской весны» в палящее арабское лето. «Демократия» Эрдогана заменила западные своды законов Мустафы Кемаля Ататюрка законами шариата, превратив светскую страну в авторитарное исламское государство.
В то время как поддержка Эрдоганом палестинской ветви «Братьев мусульман» (движения ХАМАС), Мурси в Египте и сирийских боевиков администрацию Обамы, кажется, не особенно беспокоит, российскую сторону она заставила немало понервничать.
Тому есть серьёзная причина: обширная чеченская община Турции поддерживает сепаратистов и исламских террористов на российском Кавказе.
В действительности, проблемы Эрдогана начались с 2011 года, когда российские власти организовали кампанию, направленную против отмывания денег от продажи наркотиков, главным образом от торговли афганским опиумом с Талибаном. В ходе расследования вскрылись и нелегальные золотообменные операции, которые проворачивали в российских банках чеченцы и их турецкие братья.
Эти расследования привели к аресту 17 декабря 2013 года сыновей турецкого министра и ещё 34 подозреваемых, а также к массовым демонстрациям против правительства.
Эрдоган обрушился на государственных обвинителей с критикой, утверждая, что до последнего времени они его поддерживали, и приговаривали к длительным срокам заключения журналистов и отстранённых военных офицеров за якобы готовящийся государственный переворот. Он заявил, что все обвинения в коррупции голословны, что обвинители вступили в преступный сговор с целью его устранения и что дело было сфабриковано.
В то время как авторитарный стиль управления Эрдогана сам по себе не стал бы беспокоить Путина, которому явно не нравится находиться в окружении демократических государств (как можно заметить по его политике в отношении Грузии, Беларуси и Украины), чеченский терроризм представляет для него большую проблему. Поэтому Россия определённо предпочла бы видеть Турцию светским государством, а не исламским, отправляющим джихадистов в Россию или бывшие советские республики.
Разногласия с Россией могут сыграть, а могут и не сыграть на руку Эдоргана, однако поднявшийся в настоящее время коррупционный скандал даёт турецкой либеральной оппозиции уникальную возможность не позволить стране превратиться в радикально-исламистское государство.
Поскольку США эта ситуация явно не заботит, Путин, скорее всего, предложит лидерам турецкого военного государственного переворота свою помощь. В конце концов, именно так Путин поступил после того, как Абдул-Фаттах Ас-Сиси сместил Мурси и его правительство «Братьев мусульман». Это позволит Путину ещё больше укрепить свои позиции на Ближнем Востоке и в целом на мировой арене.
Тем временем Эрдоган и его преступное правительство по-прежнему находятся у власти.