Не изобретайте заново русского медведя и китайского дракона

Геополитической директивой политикам на прошлой неделе было: «Не проигрывайте войн». Совет этой недели: «Не изобретайте заново русских медведей и китайских драконов».

Dont-reinvent-the-Russian-bear-and-Chinese-dragon

Почётный караул китайских солдат во время церемонии встречи 19 июня 2013 года в Пекине. «Демонстративно активная» военно-морская доктрина Китая и «массированное» наращивание военных сил в Азии – часть линии воинственного поведения по отношению к Японии и другим соседям в связи с территориальными спорами на море, считает посол Японии в США.

Изображение России и Китая в как потенциальных или равных соперников и угроз возвращает к последнему вождю Советского Союза Михаилу Горбачеву. «Что вы теперь будете делать, когда у вас больше нет врага?» – спросил он.

Вдобавок к проведению у себя самых дорогих Олимпийских игр в истории, автократическая Россия Владимира Путина объявила о значительном повышении расходов на оборону. На смену давнишней советской 5-й эскадре, развёрнутой на Средиземном море во времена холодной войны, пришла новое российское соединение с базой в сирийском Тартусе. Боевое дежурство, как правило, несёт с полдесятка российских военных и вспомогательных кораблей. Это усиление всё больше беспокоит европейских союзников, особенно граничащих с Россией.

Китай продолжает свою военную модернизацию, накачивая оборонный бюджет. Демонстрируются новые классы военных кораблей или сверхсовременных истребителей. Народно-освободительная Армия – крупнейшая в мире. Китай развёртывает свои военно-морские силы по всей акватории Тихого и Индийского океанов, а также в более глобальном масштабе.

На прошлой неделе Financial Times выпустила длинный материал, посвящённый растущему китайскому флоту, со ссылкой в обоснование своих мыслей на статью десятилетней давности о том, как бы выглядела война с Китаем. Китайский военно-морской флот был охарактеризован как следующий за ростом международной торговли и инвестиций своей страны, что тем самым обуславливает его глобальное присутствие. Возможные последствия этой военной экспансии могли бы спровоцировать холодную войну между Китаем и США, или даже военную конфронтацию. Некоторые говорящие головы вещают о почти что неизбежности ещё одной китайско-японской войны.

Февраль – это ещё и бюджетная пора в США. Поскольку Соединённые Штаты уходят из Афганистана и теперь свободны от Ирака, оправданность расходов на оборону в размере свыше полтриллиона долларов в год для содержания регулярной 1,3-миллионной армии, не является самоочевидной. Хрупкая экономика, горы долгов и отсутвие «прямой и явной угрозы» экзистенциального характера затрудняют обоснование подобных трат.

Войны на Корейском полуострове или упреждающих  ударов с целью разрушения иранской ядерной инфраструктуры, независимо от вероятности, недостаточно, чтобы дать данному уровню расходов бюджетное обоснование. Но намного больше страхов будит выходящий из спячки русский медведь и выползающий из своей пещеры китайский дракон.

Блок НАТО был создан с целью недопущения и сдерживания советской военной угрозы. Если исключить российское тактическое ядерное оружие, сравнение с силами НАТО по обычным вооружение подчёркивает разительную военную неполноценность Москвы. Тем не менее, её недавние совместные с Беларусью военные учения «Запад-2013», а также утверждения о кибератаках в Эстонии и других местах вызывают беспокойство членов альянса тем, куда движется Москва. Её планы по перевооружению подтверждают эти опасения.

Сходным образом, более мощная китайская армия и флот раздражают тихоокеанских друзей и союзников. История Азии является не менее мирной, чем отношение Европы к войнам и вражде среди государств региона. Напряжённость усиливают давние территориальные конфликты из-за крупиц земли в китайских морях.

Что требуется, так это сочетание здравого смысла и готовности рассмотреть Россию и Китай поближе прежде, чем спешить с выводами о новых врагах и гонке вооружений. Во время холодной войны у Соединённых Штатов не было особо глубокого представления о СССР и его военной стратегии. Будь у них такие разведданные, развал Советского Союза не оказался бы для них полной неожиданностью.

И США не смог понять, что СССР рассматривал мировую войну как борьбу до конца, в которой тактическое и стратегическое ядерное оружие было бы решающим фактором победы или поражения.

У России большей частью призывная армия. По последней информации, 90 процентов её молодых людей физически негодно к военной службе. Это положение может измениться. Тем не менее, Россия – не медведь, несмотря на обещание Путина больше тратить на оборону.

Китай – более сложный случай. Военные расходы Китая должны были расти хотя бы для того, чтобы платить его личному составу на действительной службе жалование в размере прожиточного минимума. Да, Китай ставит на вооружение всё более современные системы. Но от обладания способностью проецировать силу, как это могут делать США, его отделяют, в лучшем случае, десятилетия.

Если НАТО встревожено Россией, новый «игольчатый» тип обороны с использованием современных технологий, включая зенитные ракеты «Стингер» (имеющие невралгический эффект на русских из-за воспоминаний об Афганистане), мог бы более лёгким и менее затратным способом сделать любое нападение весьма кровопролитным.

Если Соединённые Штаты встревожены Китаем, то концепцию «воздушно-морского боя» с нанесением авиационных ударов далеко вглубь побережья наверняка могла бы заменить оборона по периметру, не дающая Китаю забредать слишком далеко от берега в сторону союзников, будь то в Корее и Японии, или Таиланде и Сингапуре.

В то же время, этим стратегиям не нужно стоить полтриллиона долларов в год. Следовательно, для многих в военно-промышленном комплексе, новые идеи, которые не требуют покупок систем вооружений на дополнительные сотни миллиардов долларов, являются мёртвыми. Так что выводим медведей и драконов.

(Харлан Уллман – председатель Killowen Group, консультирующей руководителей правительств и бизнеса, старший советник вашингтонского Атлантического совета.)

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Не изобретайте заново русского медведя и китайского дракона

  1. Дается анализ вооруженных сил России с мимоходом сделанным допущением: «Если исключить российское тактическое ядерное оружие». Пусть не надеются, Россия исключать его не будет. Рогозин прямо сказал, «Если будет угроза существования России, однозначно будет применено ядерное оружие». Так что все эти рассуждения в статье, это туфта.

Добавить комментарий