Крымский сепаратизм входит в моду

Отголоски крымского референдума раздаются далеко за его пределами – за ним пристально следили как в испанской Каталонии, так и в британской Шотландии. Напомним, Испания наряду с другими четырьмя членами ЕС так и не признала косовскую декларацию 2008 года о независимости от Сербии.

Крымский сепаратизм входит в моду

[blockquote_fact]Министр информации и массовых коммуникаций республики Крым Дмитрий Полонский не преминул подбросить дров в тлеющее пламя европейских расколов: «Это та же ситуация, которая предстоит Шотландии и Каталонии. Крым был первым, так что мы будем рады поделиться с ними своим опытом».[/blockquote_fact]

Каталонские чиновники настороженно приняли крымское голосование. По их мнению, стремление к независимости вряд ли можно сравнивать с деспотичными методами, имевшими место в Крыму. Ничего подобного вводу российских войск в Крым до проведения голосования в Каталонии не происходит.

Как полагает член парламента от Левой республиканской партии Каталонии Альфред Боск, основное различие заключается в том, что нельзя сравнивать выборы под пулями и выборы с бюллетенями, ведь в Каталонии нет никакого оружия. Но и особой любви с Мадридом тоже нет, а вот пример Крыма, напротив, остаётся очень привлекательным. В ходе референдума, карта России и Крыма изменились ввиду входа полуострова в состав РФ.

Премьер-министр Испании Мариано Рахой заявил от лица центральных властей, что проведение референдума в Каталонии противоречит Конституции. Такие высказывания вывели из себя председателя правительства Каталонии Артура Маса: «Мы не исключаем возможности одностороннего провозглашения [независимости]. Это не идеальное развитие событий, и не самое лучшее, и не предпочтительное. Но исключить его нельзя». Лидер правительственной консервативной Народной партии Алисия Санчес-Камачо ответила, что, провозглашая декларацию независимости в одностороннем порядке, они идут крымским путём.

[blockquote_fact]Сотрудники Министерства иностранных дел и по делам Содружества Британии приложили немало сил, чтобы развеять мнение, что шотландское голосование эквивалентно крымскому решению. Начать хотя бы с того, что все партии согласились с проведением референдума 18 сентября.[/blockquote_fact]

Но что бы там не говорили в Министерстве, ситуация остаётся напряжённой: если Шотландия примет решение отделяться, база атомных подводных лодок окажется на чужой территории, и Британия лишится пяти миллионов подданных (другой вопрос, а не вздохнёт ли Лондон с облегчением, избавившись от этих надоедливых шотландцев). Однако население Шотландии не поддерживает националистов – по опросам, всего 35 процентов выступают за отделение, так что Кэмерон не будет стараться отменить голосование. Как отметил исполняющий обязанности директора Института Европы Алексей Громыко, там нет закона, запрещающего регионам проводить референдумы.

В Италии, части которой всегда были слабо связаны между собой, крымский эксперимент был воспринят с энтузиазмом северными сепаратистами. Глава итальянской «Лиги Севера» Маттео Сальвини приветствовал результаты голосования: «Виват референдуму в Крыму и свободе граждан!». Возглавив Лигу в прошлом году, Сальвини принял решение, что Италия должна распасться. Он стремится к отделению группы регионов под названием Падания, включающей Ломбардию, Пьемонт и Венето.

Сальвини никогда не скрывал, что видит Европу более децентрализованной. Национализм и автономию он предпочитает централизации и оковам европейской политики. Он даже назвал европейский порядок настоящим «преступлением против человечества». По этой причине он водится с ультраправыми движениями, особенно с французским Национальным фронтом. Его взгляды на ЕС популярны в некоторых кругах: «В Брюсселе есть преступники в пиджаках и галстуках».

[blockquote_fact]Некоторые из пожеланий Сальвини становятся действительностью. В богатом регионе Венето, который стал частью Италии в 1866 году, провели онлайн-референдум, который начался в одно воскресенье с крымским голосованием. Представитель движения за независимость Людовико Пизатти возмущался несоответствием размеров уплачиваемых налогов получаемым в ответ государственным услугам. Главный организатор референдума Джанлука Бусато говорил о различиях в культуре и традициях.[/blockquote_fact]

Большинство этих споров о принадлежности основывается на смехотворных утверждениях, навеянных внешними силами, у которых есть дурная привычка поддерживать одну сторону против другой. Последуют ли полномасштабные санкции, если Каталония вырвется из объятий Испании? Будет ли дерзкий регион Венето наказан за выход из орбиты Рима? Вряд ли, что и говорит о том, насколько укоренились двойные стандарты в ситуациях с подобными спорами.

Вопрос о том, удерживать ли людей насильно или дать им право выбора, остаётся одной из сложнейших дилемм истории. Ответ редко может устроить все стороны.

Об авторе. Байной Кэмпмарк был стипендиатом программы Британского содружества наций в кембриджском Селвин-колледже. Преподаёт в Королевском технологическом институте Мельбурна.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Крымский сепаратизм входит в моду

  1. Создан миф о цивилизованном Западе. Не могут быть цивилизованными страны, в основе политики которых лежит постоянная ложь. Вот и вновь распространяемая ложь про референдум в Крыму под «силовым воздействием». Ложь способствует возрождению фашизма. Запад на пути к этому. Не удивительно, что идет деградация Запада по всем направлениям и первопричиной этого является массированная ложь.

    1. Вы очевидно не поняли, что там понятия не имеют сколько в крыму русских, сколько украинцев и какие там царят настроения. Со стороны всё так и выглядит — что референдум происходил после того как администрацию крыма заняли «вежливые люди», и даже результат в 146% мне показался бы подозрителным

Добавить комментарий