Угрозы ядерной безопасности привлекают внимание к серьёзнейшему вопросу, который рано или поздно может решить судьбу атомной энергетики. Нужно ли останавливать расположенные на территории страны реакторы, если она вступает в войну? Или можно продолжать их эксплуатацию, надеясь, что они не подвергнутся нападению?
Чернобыльская АЭС, Украина, 2013 год
Это очень сложный выбор. Многие государства, бесспорно, обладают военными средствами для повреждения реакторов, которое приведёт к радиоактивному заражению местности. Известны случаи нападения на вроде бы мирные АЭС. Например, уничтожение исследовательского ядерного реактора в Ираке силами США и Израиля.
Но для таких стран, как Украина, где электроснабжение серьёзно зависит от атомной энергетики, остановка реакторов очень проблематична. На Украине 4 АЭС с 15 энергоблоками. Доля атомной энергетики в общем электроснабжении в прошлом году составила целых 44 процента, чем, по-видимому, и объясняется решение о продолжении работы АЭС несмотря на все опасения по поводу их безопасности.
Протестующие захватили здание министерства энергетики 25 января, но покинули его спустя несколько часов. После этого тогдашний министр энергетики Эдуард Ставицкий заявил о введении специального режима охраны всех АЭС страны.
В конце января СБУ сообщала об «анонимных угрозах подрыва АЭС и гидроэлектростанций, повреждение которых может привести к серьёзнейшим последствиям для населения Украины и соседних стран». 2 марта Верховная Рада запросила международной помощи для охраны своих АЭС. Исполняющий обязанности премьер-министра Арсений Яценюк заявил, что страна готовится мобилизовать вооружённые силы для защиты стратегически важных объёктов, в том числе и атомных станций.
Напомним, после распада Советского Союза Украина обладала третьим в мире ядерным арсеналом, но в 1994 году Киев согласился передать его России и присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. Отработанное ядерное топливо Украина отправляет на переработку в Россию.
Тем не менее, программа ядерной энергетики Украины означает, что она располагает сильными кадрами учёных и инженеров, чей опыт может быть использован для разработки оружия.
Об авторе. Доктор Джим Грин – активист антиядерного движения «Друзья Земли», Австралия.