Спустя век после Первой мировой войны Россия опять становится империей

Владимир Путин и его успешная попытка перекроить карту Украины ещё раз напомнили миру о непостоянстве, которое свойственно имперскому мышлению. После окончания Первой мировой войны, разрушившей империю, прошёл целый век, однако 100-летний юбилей этого события Путин решил отметить объявлением о новой «имперской миссии» в несомненно пост-колониальную эру.

russia-russian_00347293

Первая мировая война 20-го столетия ускорила преобразование империи в государство-нацию, все составные части которой пользуются преимуществами централизованного государственного управления, современной экономики и общего языка. Позже холодная война привела к замораживанию пост-имперских границ, и, за несколькими исключениями, обеспечила базу для объединения Европы после 1989 года, на основании соглашения независимых суверенных государств.

Одним из исключений, не затронутых этим процессом, стала Россия. Российская империя распалась в 1917 году. Однако политическая идеология, которую исповедовали Ленин и большевики, позволила им перешагнуть границы и восстановить большую часть бывшей Российской империи под новым советским управлением.

После Второй мировой войны, когда произошёл распад британской и французской колониальных империй, советская империя, напротив, расширилась. К 1991 году советская модель себя исчерпала, но распад Советского Союза (и лежащей в его основе Российской империи) оказался на удивление мирным, особенно если учесть, что необходимо было демонтировать три потенциально ядерные страны. Конфликты вспыхивали в разных «горячих точках», но всё же каждая бывшая советская республика получила возможность начать сложный процесс преобразования из административного региона в государство-нацию.

Как ни парадоксально, после распада Советского Союза в 1991 году Россия оказалась страной с самой обширной территорией и с самым большим запасом природных богатств, по сравнению со всеми остальными бывшими великими империями.

Путин играл ключевую роль в перестроении России как единой нации. Более того, он по-прежнему остаётся твёрдым сторонником принципа территориальной целостности, лежащей в основе пост-имперского мирового порядка. Россия представляет собой многонациональное государство с обширными и достаточно уязвимыми границами, поэтому как никто заинтересована в сохранении глобальной системы, основанной на нерушимости границ отдельных государств.

Однако Путин не продемонстрировал соответствующего уважения по отношению к границам таких пост-советских государств, как Молдова, Грузия и теперь Украина. Ирония заключается в том, что Путин отвергает советскую имперскую модель (в которой он вырос), предпочитая версию царизма — ту, что рухнула 100 лет назад.

Путин в своих высказываниях обвинял Ленина в построении советской империи по национальному принципу, вследствие чего Украина оказалась в определённых географических пределах. Цари (с этой точки зрения) никогда бы не позволили себе глупости создать регион «Украина» в пределах Российской империи. Напротив, царизм десятки лет подавлял украинский язык и культуру, чтобы не допустить подъёма национального самосознания.

Ссылаясь на карту 18 века, на которой присутствует «Новороссия» (и, что примечательно, отсутствует Украина), Путин обращается к времени великой империи с неопределёнными границами. В путинском понимании истории Первая мировая война вновь приобретает огромное значение для сегодняшней России. Во время мероприятия, связанного со 100-летней годовщиной Первой мировой войны, Путин говорил о жертвах, которые Россия принесла во время Великой войны. По словам Путина, тогда победа у России была «украдена» теми, «кто призывал к поражению своего Отечества, своей армии, сеял распри внутри России, рвался к власти, предавая национальные интересы».

В то время, как Европа считает столетие начала Первой мировой войны поводом для печальных размышлений, Россия не только вспоминает о жертвах, которые она понесла, но и стремится вернуться к прежним имперским амбициям. Европа отреагировала на это нерешительно, возможно потому, что никто не ожидал такого проявления мышления образца девятнадцатого века в современном мире.

Но теперь Путин ясно дал понять, что он намеревается играть по старым правилам. Неожиданно оказалось, что имперское мышление, втянувшее мир в Первую мировую войну, нельзя считать пережитком прошлого, и что для Европы  это может стать самой большой проблемой со времён окончания холодной войны.

Автор: Уильям Померанц — доктор исторических и юридических наук, заместитель директора Института Кеннона (Вашингтон, CША).

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Спустя век после Первой мировой войны Россия опять становится империей

    1. С чего бы? Может на самом деле что-то и другое, но выглядит именно так. Подтверждаю, Россия опять катится в сторону империи и это печально

      1. Автор статьи не стал ничего доказывать (стандартный прием для таких статей). Если вы с ним согласны — докажите нам, в чем же империализм Путина? В чем заключается его «имперское мышление»?

Добавить комментарий