В США всё ещё самый большой военный бюджет в мире — примерно в три раза больше, чем в Китае и примерно на 500 миллиардов долларов больше, чем в России. И так будет долгие годы. Однако особенности освоения бюджета в каждой из стран даёт России и Китаю преимущество перед США в назревающей глобальной гонке вооружений.
Расходы США на оборону резко возросли во время войны с терроризмом, но если не случится каких-либо резких стратегических изменений, в течение следующего десятилетия расходы министерства обороны сократятся до 600 миллиардов.
В течение следующих шести лет Россия планирует увеличить бюджет дополнительных расходов почти до 700 миллиардов долларов.
В Китае, как и в России, расходы на оборону растут, в то время как в США падают.
«Реальные военные расходы Китая с поправкой на инфляцию росли на 10-12% в год за последние десять лет», — сообщил The Fiscal Times Роберт Хэддик, наёмник в спецвойсках США и автор книги «Огонь на воде: Китай, Америка и будущее Тихого океана». «Китайский оборонный бюджет удваивается каждые 7-8 лет. Показатель скорректирован с учётом инфляции».
Кто-то возможно приведёт довод в пользу Америки: несмотря на то, что военные расходы России и Китая растут, их бюджеты ничто по сравнению с военным бюджетом США. Однако важно не то, сколько денег тратится, а как они тратятся.
Россия и Китай инвестируют в новое высокотехнологичное оборудование. Например, у обеих стран есть новые ультрасовременные атомные подлодки. У России есть танк, который, не уступая в возможностях, на 14 тонн легче, чем американский танк Abrams. Китай добился больших успехов в создании военных беспилотников и развитии ракетных технологий, чтобы контролировать свои ближайшие окрестности. Кроме того, есть и кибер-война, где Китай и Россия имеют определённое преимущество перед США.
В то же время Пентагон инвестирует в неудачное вооружение типа F-35 или в модернизацию старых систем вооружения. Всё это побудило министра обороны Чака Хейгла пересмотреть подход к разработке технологий в Пентагоне, чтобы сделать его более рентабельным, позволяя министерству обороны идти в ногу с зарубежными конкурентами.
«В настоящее время США имеют решающее военное и технологическое преимущество перед любым потенциальным противником, в будущем же наше превосходство под вопросом», — сказал Хейгл в начале сентября. «Китай и Россия пытаются сократить технологический разрыв, проводя и финансируя долгосрочные, комплексные программы модернизации вооруженных сил.
Они также разрабатывают технологии для поражения надводных кораблей, противовоздушной и противокосмической обороны, виртуальную и радиоэлектронную технику, которые, по всей видимости, предназначены для борьбы с традиционными военными преимуществами США. Хэддик предупредил, что без изменений американская стратегия в Юго-Восточной Азии может устареть.
«Это действительно ставит под растущую угрозу оперативные концепции США, которые мы используем», — сказал он.
Единственая вещь, которую китайцы и русские не могут сделать, — это промотать выделенные им деньги. В то время как министерство обороны — один из главных растратчиков денег налогоплательщиков.