Несмотря на то, что в заголовках международных изданий чаще появляется самопровозглашённое Исламское Государство (в частности из-за проявлений ужасающей жестокости), украинский кризис обладает потенциалом раздуться до следующей большой войны. Есть надежда, что звучащая в связи с этим конфликтом грозная риторика — это не более чем просто риторика. Однако временами всё это звучит очень пугающе.
Например, недавно президент Украины Пётр Порошенко сказал следующее:
«Сегодня мы говорим о судьбе Украины [которая страдает от российской агрессии]; а завтра это может быть вся Европа».
А вот цитата из выступления лидера страны Европейского союза и члена НАТО, президента Литвы Дали Грибаускайте:
«Мы должны помочь Украине… защитить свою территорию и своих людей и оказать военную поддержку… потому что сегодня Украина воюет за всю Европу».
На днях премьер-министр Украины сказал, что Путин «хочет получить всю Украину. Он хочет возродить Советский Союз», добавил он. «НАТО в этих конкретных обстоятельствах является единственным средством, способным защитить Украину».
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу сказал: «Мы находимся в очень серьёзной… острой ситуации… когда мы можем достичь точки невозврата.»
Значит ли это, что если Москва не позволит Киеву завершить свою задачу и разгромить сепаратистов на востоке Украины, то это может привести к серьёзной военной конфронтации между Россией и НАТО?
Не выглядит просто риторикой принятое недавно решение НАТО о создании сил быстрого реагирования, с базами, развёрнутыми на территории стран-членов альянса, находящихся вблизи российских границ, чтобы при необходимости отразить атаку со стороны России.
Были также громкие разговоры о том, что Украину следует принять в члены НАТО, но к счастью, эти разговоры пока так и остались разговорами. Такие безответственные разговоры о возможной войне между Россией и НАТО могут обернуться для мира огромной катастрофой. Президент Путин недавно предупредил США и Европу, что им следует прекратить провоцировать его страну, и напомнил, что Россия обладает мощным ядерным арсеналом. Последствия этих провокаций могут быть настолько разрушительными и опустошающими, что даже представить трудно. Даже на уровне риторики эти провокации невероятно опасны, они могут подтолкнуть мир к той самой «точке невозврата».
Никто не считает президента Путина ангелом. Но агрессия, которую позволяет себе Киевская власть по отношении к своим собственным гражданам, проживающим в восточных регионах, никак не может стать решением внутреннего украинского кризиса.
Называя ополченцев террористами, чтобы оправдать полномасштабные военные действия, невозможно объединить расколовшуюся страну. А значит, единственным разумным путём для Киева и для ополченцев на востоке страны может быть только начало серьёзного мирного диалога. А это, в свою очередь, возможно только в том случае, если восточные регионы получат определённую степень автономии.
При любом раскладе конфликт возможно разрешить только путём мирных переговоров, а не путём воинственных заявлений. Создание сил быстрого реагирования НАТО, когда на границе с Россией будут развёрнуты базы с полным набором современного вооружения и военной техники, рано или поздно приведёт к неприятным последствиям. Сочетание из расширяющихся санкций против России и угроз мгновенного военного реагирования, как предполагается, будет сдерживать Россию от создания нестабильной ситуации у границ НАТО. Что, если реакция будет другой, учитывая что Москва воспринимает расширение НАТО как угрозу своей безопасности? Может ли это привести к войне? Об этом даже думать страшно.
Россия, без сомнения, пострадает от западных санкций экономически. В этом отношении с ней обращаются, как с Ираном. Но Россия не Иран. И если Ирану удавалось противостоять американским санкциям с 1980-х годов, то Россия, скорее всего, справится с этим гораздо легче.
Ведутся даже разговоры о том, чтобы сделать Украину членом НАТО — формально или неформально. Если бы это произошло, то на неё бы распространялось действие пятой статьи договора, предполагающей военный ответ на агрессию в отношении одного из членов альянса.
Это могло бы привести к большой войне, поскольку Москву уже обвинили в агрессии в отношении Украины. Несмотря на все усилия Петра Порошенко, который, как мог, пытался втянуть НАТО в свой внутренний конфликт, ему всё же пришлось пойти на прекращение огня и переговоры с ополченцами. И скорее всего, восставшие регионы получат автономию. В противном случае, весь этот кошмар начнётся снова, с потенциальной возможностью развязать войну между НАТО и Россией.
Расширение НАТО до самых российских границ, в нарушение обещаний, данных при распаде Советского Союза — это корень множества проблем. Это послужило раздражающим фактором для России и в то же время стимулировало её соседей видеть в НАТО своего защитника. Москва противится вхождению Украины в НАТО и стремится сохранить контроль над восточными областями страны, оказывая поддержку ополченцам в их стремлении обрести автономию. С другой стороны, Запад аргументирует тем, что Украина суверенная страна, и имеет право самостоятельно выбирать себе друзей и союзников. Москва не готова принять такую логику, видя явную угрозу в расширении НАТО и включению Украины в состав альянса.
В статье «Почему украинский кризис — это вина Запада», опубликованной в журнале Foreign Affairs Journal профессор Чикагского университета Джон Миршаймер утверждает, что стратегия Запада, который стремится «вывести Украину из российской орбиты и интегрировать её с Западом» является игнорированием политической реальности:
«Великие державы [в данном случае Россия] всегда очень болезненно реагируют на возникновение потенциальных угроз вблизи их собственных территорий. Страны, которые игнорируют это, подвергают опасности самих себя».
Американский дипломат, политолог и историк, основатель Института Кеннана Джордж Кеннан предупреждал, что следует воздержаться от расширения НАТО до российских границ. Как-то он заметил:
«Я думаю, русские будут реагировать с возрастающим раздражением и это повлияет на их политику».
И его прогноз оказался достаточно точным.
Если Запад не откажется от политики умышленных провокаций в отношении России, никто не знает, чем всё это может закончиться.
Автор: С. Сет — журналист и политолог из Сиднея (Австралия).