Турции следует проявлять осмотрительность при заключении газового соглашения с Россией

Как и следовало ожидать, заседание Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией ознаменовалось важными событиями, особенно в сфере энергетики. Владимир Путин объявил закрытым проект «Южный поток», который должен был обеспечить ежегодную доставку 63 миллиардов кубометров природного газа в Европу. Трубопровод предполагалось провести по дну Чёрного моря и через территорию Болгарии в обход Украины.

198479_mainright

Непрекращающееся противостояние между Россией и ЕС из-за Украины послужило основной причиной отмены этого проекта стоимостью 23 миллиарда долларов. Хотя многие рассматривают этот шаг как блеф со стороны Москвы, он безусловно скажется на прогнозах и планах будущих поставок газа на европейский континент. Для замены «Южного потока» турецкие и российские чиновники обсудили и в итоге подписали меморандум о взаимопонимании, позволяющий государственным компаниям стран, «Газпрому» и Botaş, начать технические работы над новым трубопроводом, который будет поставлять в Европу тот же самый объём газа через территорию Турции. Для своих нужд Турция будет использовать 14 миллиардов кубометров, остальное же (около 50 миллиардов кубометров) будет поставлять в европейские страны через терминал, который будет установлен на границе Турции и Греции.

Будучи суверенным государством, Турция имеет полное право вести переговоры с любой страной в своих интересах, особенно если речь идёт об энергоносителях по приемлемой цене. Однако когда дело касается подписания такого масштабного газового соглашения с Россией, Турции надо серьёзно задуматься над региональными и глобальными последствиями подобного шага. Ниже раскрыты некоторые аспекты.

Энергетическая политика Турции. Турция вступила в глобальные энергетические игры в начале 1990-х, когда рухнул Советский Союз и появился ряд независимых стран, владеющих крупными углеводородными запасами. С тех пор краткосрочная политика Турции была направлена на то, чтобы стать основной частью маршрута транспортировки каспийского и ближневосточного природного газа и нефти. Целью средне- и долгосрочной политики было превращение страны в энергетический хаб, когда турецкий порт Джейхан стал бы альтернативой Роттердаму. Суть этого курса заключалась в том, чтобы заинтересовать каспийские государства (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан), а также Иран и Ирак, выбрать Турцию в качестве основного маршрута, определённо конкурируя с Россией. В этой связи важными достижениями стали нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. Начало сотрудничества с Москвой по передаче российского газа в Европу по территории Турции может быть понято как важное отступление от политики двух предшествующих десятилетий.

Возможные последствия для азербайджанского и иракского газа. Всего через день после заявления Путина центральные и региональные власти Ирака сообщили о том, что пришли к соглашению по поводу продажи нефти. Учитывая, что длившиеся почти десятилетие внутренние споры подошли к концу, можно ожидать, что Ирак быстро изменит баланс мировых поставок энергоносителей, увеличивая не только предложение нефти, но возможно, и природного газа. Власти Ирака при каждом удобном случае выражают намерения сотрудничать с Анкарой и поставлять свои ресурсы на мировой рынок через Турцию.

Турция также развивает важное партнёрство с Азербайджаном по Трансанатолийскому и Трансадриатическому трубопроводам, которые предполагают транспортировку приличных объёмов газа в Грецию и Италию. Вызывает тревогу, что реализация российского проекта сведёт на нет нынешнее сотрудничество с Азербайджаном и потенциальное с Ираком. Министр энергетики Танер Йылдыз заверил, что Турция рассматривает все проекты в комплексе, добавив, что Турция участвует в азербайджанских проектах.

Напряжённость между Россией и ЕС. Хотя Турция не входит в ЕС, решение Анкары о предоставлении России своей территории вызовет сильную реакцию Брюсселя и Вашингтона. В тот же день, когда Путин прибыл в Турцию, со стороны НАТО последовали косвенные призывы Турции присоединиться к санкциям против России.

Экономические условия. С одной стороны, необходимо учитывать ухудшение экономических условий в России, власти которой уже признали, что санкции и снижение цен на нефть обошлись российской экономике в 140 миллиардов долларов. С отменой «Южного потока» планируемые объёмы выручки Газпрома с европейских рынков должны быть пересмотрены, что увеличивает опасения по поводу его возможностей инвестировать столь огромные средства. С другой стороны, вследствие замедления экономики некоторых европейских стран появились прогнозы снижения спроса на энергию, что может поставить под угрозу эти огромные инвестиции.

Всё вышеперечисленное заставляет серьёзно задуматься о целесообразности проекта.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Турции следует проявлять осмотрительность при заключении газового соглашения с Россией”

  1. Мы будем строить, а вы господа вместе с Украиной прыгайте и думайте. Украина уже осталась не только без газа , но и без угля и электричества. Толи хорошо «думала» , то ли скакала.

Добавить комментарий