Новая газовая стратегия Путина имеет смысл

На самом деле это изменение вполне обосновано с точки зрения коммерческой целесообразности и его нужно было принять несколькими годами раньше, согласно оценке некоторых наиболее осведомленных в вопросах российской газовой отрасли экспертов.

1979

Этот шаг также означает, что российская государственная компания Газпром не сможет в ближайшие годы полностью отрезать Украину от газового транзита, как это предполагалось первоначальным вариантом проекта «Южный поток». К этому можно также добавить, что новый вариант проекта более выгоден для Европы.

Отказ от реализации проекта «Южный поток» является частью более комплексного изменения стратегии Газпрома, которое будет способствовать усилению позиций компании, заявили Джонатан Стерн, Саймон Пирани и Катя Ефимова из Оксфордского института проблем энергетики.

Предыдущая стратегия предусматривала развитие распределительных сетей на территории рынков Европейского Союза.  Авторы высказались боле осторожно, но можно уверенно сказать, что она была в значительной степени политически мотивирована. Стратегия была направлена как на усиление политического влияния России, так и на получение прибыли Газпромом, что является единственной причиной, по которой Европейский Союз предпринял законодательные меры, направленные на противодействие осуществлению проекта.

Проект «Южный поток» был дорогостоящим, по сдержанной оценке его стоимость составляла около 20 миллиардов долларов, в то время как другие источники называли такую гигантскую сумму как 65 миллиардов. Он не был оправдан с коммерческой точки зрения, даже если бы спрос на природный газ в Европейском Союзе увеличился и Газпрому удалось бы контролировать цены путем заключения отдельных долгосрочных контрактов с различными покупателями.

Сегодня Газпром столкнулся с новой ценовой конкуренцией со стороны газораспределительных центров вокруг границ Европейского Союза. Кроме того, новые правила ЕС, разработка которых еще продолжается, вынудили бы Газпром открыть свои европейские газопроводы для остальных поставщиков и дистрибьюторов.

Украинский кризис подтолкнул чиновников ЕС к осуществлению агрессивных мер против «Южного потока», якобы в связи с тем, что он не удовлетворяет новым правилам. А обвал цен на нефть (к которым привязаны цены долгосрочных газовых контрактов) сделал экономические параметры «Южного потока» еще менее привлекательными. В конце концов, это привело к тому, что Газпром отказался от дальнейшего осуществления проекта.

Компания предложила переориентировать проект создания газопровода на Турцию, которая является вторым по значению покупателем природного газа в Европе и единственным европейским рынком, имеющим, согласно прогнозам, перспективы динамичного роста. Газ, который Турция сейчас получает через Украину, будет поступать непосредственно из России. Кроме того, любые дополнительные объемы топлива могут быть доставлены в газораспределительный центр на границе Турции и Евросоюза и затем проданы потребителям. Как бы то ни было, Газпрому все же придется как минимум до 2010 года поставлять существенное количество природного газа в Европу через Украину, полагают эксперты Оксфордского института.

Таким образом, становится ясным, что переключение проекта на Турцию не было блефом, даже несмотря на то, что переговоры по цене и маршруту трубопровода еще продолжаются. Газпром уже вложил некоторые средства в турецкий вариант проекта.

Решение Газпрома по «Южному потоку» не было основано только на издержках. Иначе невозможно было бы объяснить, почему Газпром приобрел две специальных баржи и нанял 200 сотрудников для прокладки труб по дну Черного моря, считают Стерн и его коллеги.

Другие решения, принятые почти в тот же момент, говорят о более существенных изменениях правил игры: Газпром отказался от приобретения 100-процентного доступа к немецкому газопроводу OPAL, который полностью расположен на территории Германии. Кроме того, компания прекратила предварительные переговоры по вопросу обмена активами, который должен был предоставить дополнительные добывающие мощности в Восточной Сибири компании Wintershall, являющейся подразделением BASF Group, в обмен на передачу в полную собственность Газпрома доходов немецкой компании от хранения и торговли на территории Германии.

Незадолго до этого Газпром наконец полностью согласовал условия поставки сетевого газа в Китай и заморозил планы создания терминалов для экспорта сжиженного природного газа. Путин представил эту меру в качестве наказания Евросоюза и доказал, что может найти альтернативные рынки. Однако, в сущности Газпром возвращается к тому бизнесу, который он знает лучше, чем кто-то другой и который он может уверенно осуществлять: добыча и транспортировка газа по трубопроводам.

Российский газовый гигант отказался от амбиций стать владельцем всей цепочки поставок газа, от добычи до европейских потребителей, а также от инвестиций в дорогостоящие технологии сжижения природного газа. Вместо этого он будет иметь более простые отношения с Европейским Союзом по купле-продаже газа. И это именно то, что необходимо.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Новая газовая стратегия Путина имеет смысл”

Добавить комментарий