«Растущая российская угроза»: Запад стоит на пороге опасного кризиса, который сам отчасти создал

Китайский философ Сунь Цзы как-то сказал: «Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением». В украинском кризисе Путин выбрал стратегию, в то время как Запад поставил на тактику.

z15561342P,Minister-obrony-Siergiej-Szojgu-i-prezydent-Wladim

Запад упустил величайшую стратегическую возможность за всю новейшую историю, когда отреагировал на распад Советского Союза празднованием своего триумфа и продолжал обращаться с Россией с высокомерием победителя.

Вместо того чтобы открыть Москве двери для стратегического партнёрства, Запад отправил неоперившихся выпускников бизнес-школы Гарварда приватизировать российские предприятия и учить российских людей жить по-западному. Результатом стала многократно возросшая коррупция, унизительные годы правления Ельцина и неуклюжая попытка Запада продолжить успехи «победы в холодной войне» дальнейшим расширением НАТО и Европы вплоть до российских границ. Рано или поздно должна была наступить расплата за эти необдуманные шаги, и имя этой расплаты — Владимир Путин.

Сейчас проблема заключается не в силе России, а в её слабости. Доходы от продажи энергоресурсов в тучные годы не направлялись на модернизацию России, а проматывались дома или вывозились олигархами за границу, где тратились на покупку яхт и недвижимости в Лондоне. Сейчас российская экономика переживает сложные времена из-за падения цен на нефть и западных санкций. Уровень жизни населения снижается.

При средней продолжительности жизни мужчин в 64 года Россия находится в списке 50 стран с самым низким уровнем прироста населения. Малонаселённые восточные территории страны сейчас становятся всё более зависимыми экономически — но не от России, а от китайского малого бизнеса и торговцев. Добавьте к этому внутреннюю борьбу страны с суннитским джихадизмом в исламских республиках Чечня и Дагестан, и вас перестанет удивлять, почему многих в Москве беспокоит проблема территориальной целостности Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Итак, нам предстоит иметь дело с очень опасным кризисом. Путин ставит под вопрос не только суверенитет Украины, но самые основы, на которых мир Европы держался последние полвека. После Второй мировой войны Европа была убеждена, что завершилась тысячелетняя история войн, в которых крупные страны подчиняли себе небольшие государства, если считали их  входящими в сферу своего влияния.

Вместо этого европейский мир будущего должен базироваться на принципах сотрудничества, мирного сосуществования и права всех стран, больших или малых, определять собственное будущее, основываясь исключительно на воле своих граждан.

Отрицая права Украины на основании того, что это сфера влияния России, Путин требует нарушить вышеупомянутые базовые принципы. Европа не может с этим согласиться.

И тут возникает реальная проблема. С сильной, уверенной в своих силах Россией договариваться было бы значительно легче. Но для слабой страны, возглавляемой брутальным лидером, соблазн военной авантюры может оказаться слишком большим.

Что же должен делать Запад?

Самое мощное средство воздействия, которым располагает Запад, по-прежнему лежит скорее в экономической плоскости, чем в военной. Санкции дают результат. Возможно, Путин использует военную угрозу для того, чтобы отвлечь внимание от экономических проблем.  Так что первым пунктом стратегии Запада должно стать продолжение курса экономических санкций.

Вторым пунктом должно стать продолжение того, что начал делать Запад в лице канцлера Меркель и президента Олланда: подталкивать стороны к миру, настаивая на прекращении огня и большей автономии для восточных регионов Украины.

Означает ли это отказ от военного вмешательства? Да, если только не возникнет прямой угрозы НАТО.

Означает ли это отсутствие военной дипломатии? Нет, не означает. Правильной реакцией на вооружение Россией украинских ополченцев будет дать ясно понять, что Запад готов сделать то же самое для украинского правительства. Но не сейчас, не быстро и не одномоментно. Важен процесс. Запад может начать с малых и не агрессивных шагов: с поставок оборудования для коммуникации и разведки, например. При необходимости можно расширять эти поставки шаг за шагом.

Эти меры могут стать необходимыми, но недостаточными. Запад по-прежнему испытывает недостаток дипломатической стратегии.

Запад не может похвастаться большими успехами в борьбе против ИГИЛ на Ближнем Востоке. И здесь проблемы Запада смыкаются с проблемами России: нам всем предстоит столкнуться с проблемой джихадистов, возвращающихся домой с войны.  Россия также принимает участие в этой войне. ИГИЛ невозможно победить только западными бомбами и автоматами. С этой террористической организацией необходимо бороться самой широкой международной коалицией, включая Турцию, Иран и (почему нет?) с Россией.

Предложение России партнёрства по проблеме, которая угрожает и ей самой, и Западу, может стать существенным сближающим фактором. На сегодняшний день всем ясно, что пытаться загнать Россию в угол очень недальновидно, даже если этот угол она выстроила сама.

Баланс между твёрдой позицией по Украине и предложением партнёрства в борьбе с джихадистской угрозой может оказаться весьма результативным. Во всяком случае, этот стратегический подход скорее позволит разрешить украинский кризис, чем чисто тактический.

Автор: лорд Ашдаун — лидер партии либерал-демократов с 1988 по 1999 год, бывший морской пехотинец и дипломат

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “«Растущая российская угроза»: Запад стоит на пороге опасного кризиса, который сам отчасти создал

  1. «… если только не возникнет прямой угрозы НАТО»… А «украинизация» Европы — это не прямая угроза Европе? Кому нужно НАТО, если США Украиной уже создали прямую угрозу Европе?
    Украина и Белоруссия стали учредителями ООН (по предложению Сталина) наряду с СССР (Россия является правопреемником СССР) «за вклад русских народов в Победе над фашизмом». Вторгнувшись в русский мир на Украине, США стали спонсорами теперь не НАТО, а фашизма, и возвращают миссию ООН к изначальной формулировке.
    Надо знать Историю. А Бжезинского следует отправить в Дебальцево на стажировку.

Добавить комментарий