Если для НАТО Ливия грозит стать безвыигрышным вариантом, для России с Китаем это чистая победа

Источник перевод для mixednews – Зол Теретьняк

25.06.2011

Адмирал США Сэмюэл Локлир, который является шефом совместных операций НАТО в Нейплс, не тот человек, который будет подбирать слова для определения своей миссии в Ливии.

Это его определение подтвердило худшие опасения России и Китая, и усилило их решимость пресекать любые попытки европейцев и американцев предпринять повтор ливийского сценария в Сирии, или любом другом месте на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Также это поднимает вопрос об эффективности военной силы, и о том, является ли иностранное вторжение правильным ответом на жестокие подавления автократичными лидерами демонстрантов, которые требовали глубоких политических реформ и экономических возможностей, и ставит под вопрос будущее блока НАТО.

Миссия адмирала Локлира, как он однозначно дал понять, в том, чтобы убить ливийского лидера Муамара Каддафи. Он также полагает, что в Ливию будут введены войска НАТО, чтобы восстановить стабильность после того, как его цель будет достигнута.

Адмирал определил свою миссию в недавней беседе с членом Комиссии палаты представителей по делам Вооружённых сил США Майком Тёрнером. Тёрнер был одним из сотен политиков, которые голосовали против придания законности американским Конгрессом роли США в Ливии.

Честный разговор Локлира не только противоречит отрицанию администрации Обамы о том, что миссия НАТО состоит в смене режима, но также подтверждает то, о чём Россия и Китай последнее время постоянно говорят: Североатлантический альянс нарушает резолюцию Совета Безопасности ООН, в рамках которой осуществляет свою деятельность в Ливии.

Принятая три месяца назад резолюция одобряет введение запретной для полётов зоны для защиты гражданских от авиаударов войсками Каддафи, и прямо запрещает использование сухопутных войск.

Что же касается адмирала Локхарта, то мандат ООН уполномочивает убийство г-на Каддафи.

Чтобы предотвратить повторение сценария Ливии в Сирии, Китай и Россия заблокировали усилия Запада осудить Советом безопасности жёсткие подавления протестов сирийским президентом Башаром Аль-Ассадом. Две страны опасаются, что резолюция будет первым шагом в ряде действий по свержению Асада.

Ситуация с Ливией показала, как трудно убить лидера. При помощи серийных бомбардировок блоком НАТО владений Каддафи в Триполи этого пока что не удалось добиться, и несмотря на многочисленные дезертирства, пока нет доказательство тому, что альянсу удалось внедриться в ближний круг полковника.

Провал уничтожения Каддафи альянсом, независимо от того, законно оно или нет в соответствии с резолюцией Совета Безопасности, в сочетании с его поддержкой повстанцев против Каддафи тем более не даёт ливийскому лидеру стимула остановить атаки на своих противников, или гражданских, находящихся в контролируемых мятежниками районах страны.

Резолюция ООН была принята для того, чтобы помешать неминуемому штурму войсками Каддафи удерживаемого мятежниками Бенгази. Международное сообщество опасалось, что штурм выльется в побоище.

Вопрос в том, было ли за три месяца после принятия резолюции меньше убийств, чем было бы в случае штурма войсками Каддафи Бенгази.

По сути, дебаты вокруг Ливии возвращаются на круги своя, и как писал Стивен Метц в New Republic, может стать лебединой песней НАТО. По сути, неудача в Ливии вкупе с проблемами в Афганистане, и неуклюжим опытом в бывшей Югославии, — первом конфликте, в котором военные союзники пытались заново переосмыслить себя, является ещё одним гвоздём в гроб НАТО.

Факты на местах, похоже, подтверждают пессимизм Метца. Надежды союзников на то, что мятежники быстро вымотают силы Каддафи, или что кто-нибудь из ближнего круга выдаст полковника, или что у него кончатся ресурсы, оказались принятием желаемого за действительное.

В этих условиях статус-кво работает в пользу полковника Каддафи, хотя лидеры НАТО и утверждают, что конец Каддафи близок. Чем дольше это продолжается, тем труднее союзникам, которые уже разобщены, учитывая призывы Италии к прекращению военных действий, а Конгресс отказался их уполномочить.

Таким образом Каддафи закладывает основы долговременной нестабильности в Ливии, каким бы путём ни пошло противостояние, и безотносительно того, выживет он или нет.

Более того, чем больше повстанцы становятся зависимыми от иностранной военной помощи, тем больше риск того, что их имидж будет запятнан.

Ирак и Афганистан хорошо иллюстрируют риски. Мятеж талибов в Афганистане был вызван ощущением, что президент Хамид Карзай является не более чем афганским олицетворением иностранной оккупации.

Всё это играет на руку Китаю и России, несмотря на их неоднократное осуждение политики НАТО. Обе страны остаются открытыми для Каддафи, как впрочем и для мятежников, что является залогом того, что они выберут правую сторону независимо от того, кто в итоге выйдет победителем. Если Ливия потенциально может стать для НАТО проигрышным вариантом, для Китая с Россией это пока что чистый выигрыш.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий