[blockquote]Поддерживаемые Москвой ополченцы ведут так называемую гибридную войну, включающую использование таких методов невоенного воздействия как дезинформация и кибератаки, а также применение мощного оружия вроде реактивных систем залпового огня «Град» на гусеничной платформе[/blockquote] — заявил командующий Сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес.
Военное командование США выяснило, что предоставленные Америкой противоминометные радиолокационные станции помогают украинским войскам фиксировать огонь противника с помощью вычисления точки, из которой он ведется. Вашингтон, согласно сообщениям, предоставил Киеву 20 таких систем в рамках пакета военной помощи общей стоимостью 118 миллионов долларов.
[blockquote]Разумеется, мы извлекаем преимущества из возможности изучать события, происходящие в Крыму и Восточной Украине, где украинские войска развернули радиолокационные станции[/blockquote] — сообщил во вторник генерал во время конференции в Хантсвилле, штат Алабама, организованной Ассоциацией Армии США.
[blockquote]Легкая противоминометная РЛС, как оказалось, гораздо более эффективное средство, чем мы предполагали ранее, — добавил Ходжес. Ни один из нас никогда, за редкими исключениями, не находился, подобно украинцам, в зоне массированных российских артиллерийских обстрелов, поэтому узнали много нового, изучая их поведение в этой обстановке.[/blockquote]
С другой стороны, конфликт продемонстрировал потенциал российских средств радио-электронной борьбы, их возможности по подавлению коммуникационных сетей США и союзников, считают Ходжес и другие американские генералы.
[blockquote]Когда вы думаете о блокировании доступа, вы представляете себе китайские ракеты «Silkworm» или что-то подобное[/blockquote] — сказал Ходжес, имея в виду продвинутые методы противовоздушной обороны противника, известные в военной терминологии как «ведение огня на воспрещение» или A2/AD. «Однако, на самом деле, чтобы иметь возможность обеспечить обороноспособность рижского порта, например, или таких портов как Бременхафен и Рамштайн в Германии, мы чрезмерно полагались бы на надежность коммуникационной сети, а русские на Украине продемонстрировали такие мощные средства радио-электронной борьбы, которые способны хотя и не полностью блокировать, но сильно осложнить их работу, особенно в случае, если сети не имеют специальной защиты», сказал генерал Ходжес.
[blockquote_note]Американская армия потратила миллиарды долларов на модернизацию полевых коммуникационных сетей с помощью таких программ, как «Перепрограммируемые радиостанции, использующие единую архитектуру связи» или JTRS, «Армейская тактическая коммуникационная систем» или WIN-T, а также система «Nett Warrior». [/blockquote_note]Некоторые из них были выведены из эксплуатации или реконструированы из-за низкой работоспособности или изменения требований.
Несмотря на значительные инвестиции, тактические коммуникационные сети ВС США остаются источником проблем, поскольку они являются уязвимыми для атак противника, считает директор агентства ARCIC (Army Capabilities Integration Center) генерал-лейтенант МакМастер.
[blockquote]При осуществлении связи воздух-земля, земля-воздух, или связи с соседним наземным подразделением, наша сеть демонстрирует несовершенство, поскольку она слишком сложна, — сказал он во время той же конференции. Из-за этой сложности она является уязвимой, как перед сбоями в работе, так и перед действиями противника.[/blockquote]
Изъяны тактических коммуникационных систем не исчерпываются Восточной Европой. В Афганистане пилоты вертолетов AH-64E Apache испытывали сложности в получении видео-информации с беспилотников RQ-7 Shadowdrone, поскольку вертолет использует более современную и безопасную систему, известную как «тактический общий канал связи» (ZNIXM), в то время как беспилотный летательный аппарат оснащен устаревшей системой.
Генерал-майор Дэн Хьюис, отвечающий за программы, связанные с тактическим управлением, контролем и коммуникациями, а также другие должностные лица работают над решением проблем с коммуникационными сетями. [blockquote]Если исходить из того, что мы всегда будем частью альянса или коалиции с другими странами, нам придется обеспечить совместимость наших сетей, защиту информации и баз данных, это будет серьезным вызовом в сфере военного сотрудничества.[/blockquote]
Генерал МакМастер считает также, что для отражения будущих угроз необходима менее многочисленная, но лучше оснащенная технологически и более квалифицированная армия. После увеличения численности личного состава до 570 тысяч в 2008 году на пике войны в Ираке, активная часть армии сократилась сегодня до 500 тысяч человек к началу следующего финансового года ее численность должна снизиться до 475 тысяч военнослужащих.
[blockquote]То, что мы должны быть готовы к будущему, то есть к будущим конфликтам, стало общепринятым мнением, — сказал он. Компенсация сокращения численности армии должна осуществляться за счет наращивания инвестиций в высокотехнологичные решения проблем.[/blockquote]