Имея с Россией дело в духе Кеннеди

В середине июня 1963 года в течение 48 лихорадочных часов Джон Кеннеди совершил прорыв в решении двух величайших проблем своего поколения: ядерные вооружения и гражданские права.

Подпись к изображению. Советский лидер Никита Хрущев так уважал Джона Кеннеди, что даже плакал, когда президент был убит
f04da2da78cd14133dab04

Он сделал это в двух своих блестящих речах, ставших жемчужинами его президентства. Однако, не только сами его слова имели значение. Важно, что магическая риторика переросла в беспрецедентное соглашение и прорыв в сфере прав человека.

Внезапно расистская Америка времен холодной войны стала переосмысливать то, что Кеннеди называл «миром и свободой». Проблемы взаимоотношений с чернокожим населением и с Россией – два всепоглощающих вызова его короткого президентства, между ними есть некое мистическое сходство.

Возвращаясь к отношениям между Кеннеди и Советским Союзом, вспоминая о его уважении к противнику, особенностях его дипломатической тактики, его сдержанности, мы сегодня видим, каким должен быть подход к воинственному Владимиру Путину в 2015 году.

Обращение же к опыту взаимоотношений Кеннеди с чернокожими, его реакции на поднимающуюся волну борьбы за расовое равенство, его обращению к белым американцам с просьбой понять чернокожее меньшинство, мы видим силу лидерства высшего уровня.

Утром 10 июня, в течение 90 минут после приземления в Вашингтоне межконтинентального авиарейса с Гавайев, Кеннеди отправился в Американский Университет чтобы произнести свою напутственную речь выпуску 1963 года. Его выступление было весьма неординарным, даже в чем-то провокационным, оно было написано в тайне. В поисковых машинах и справочниках будущего оно стало известно как «речь мира».

Кеннеди был «солдатом холодной войны». Он проводил кампанию ликвидации «ракетного отставания», и в течение двух лет своего президентства отдавал приказы о крупнейших военных приготовлениях в мирной истории США. И после этого заговорил о мире, назвав его «важнейшим вопросом для планеты Земля».

Произнеся слова, которых Америка не слышала со времен Франклина Рузвельта, Кеннеди нарисовал неожиданный «человеческий» образ русских. Он вспомнил об их колоссальных потерях во время второй мировой войны, восхищался их превосходством в сфере искусства и науки, в особенности касаясь космических исследований. Вместо того, чтобы обвинять их в вероломстве, он говорил о простых человеческих вещах. «В конце концов, мы должны понять, что все мы живем на этой маленькой планете», сказал он выпускникам 1963 года, стоя под лучами заходящего солнца. «Мы все дышим одним воздухом. Мы заботимся о будущем наших детей. И все мы смертны».

Он объявил о моратории США на испытания ядерных вооружений и предложил Советскому Союзу поступить так же. Он также согласился приехать в Москву и обсуждать с русскими проблемы ограничения распространения атомного оружия.

В июле эти переговоры закончились принятием Договора о запрете испытаний ядерных вооружений, поставившего вне закона испытания атомных бомб в атмосфере. Ратифицированный Сенатом той же осенью, этот договор стал первым из соглашений по контролю над вооружениями за период холодной войны. Он показал, что две страны, испытывающих недоверие друг к другу и бряцающих оружием, могут договариваться.

Кеннеди впервые заговорил не столько о победе в холодной войне, сколько о ее прекращении. Он мечтал о сотрудничестве в космосе и о своем визите в Москву в 1964-м.

Говоря об отношениях с русскими, Кеннеди показал важность понимания своего оппонента. После того, как Никита Хрущев отозвал свои ядерные ракеты с Кубы в 1962 году, президент Кеннеди запретил какие-либо победные реляции. Не следует тыкать Хрущева носом в это, говорил он. Кеннеди и Хрущев начали переписку и установили телефонную горячую линию между своими столицами, так что они могли говорить непосредственно друг с другом. Когда Хрущев узнал о смерти Кеннеди в ноябре 1963-го, он плакал.

Сегодня Кеннеди заметил бы, что в тот самый момент, когда Путин представляется наиболее опасным, на фоне падения нефтяных цен, российского рубля и проблем, связанных с санкциями, — пришло время обратиться к нему, дать ему «сохранить лицо».

Дипломатия, понимание людей и удобный случай позволили Кеннеди добиться успеха в 1963-м. Он раздвинул границы возможного в отношениях между народами. Он открыл новую эру взаимоотношений между расами. Сегодня, спустя более чем полстолетия, следует вспомнить эти уроки «романтического путешествия» Кеннеди к миру и свободе весной 1963 года.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Имея с Россией дело в духе Кеннеди”

  1. Для начала неплохо понимать, что католик с православным могут договориться в наше время куда легче, чем протестант с православным. Я уж не говорю о том, что католики к неграм всегда относились лучше протестантов. Так что у соглашения Кеннеди с Хрущёвым была известная культурная база, не лишенная комплиментарности, как сказал бы Гумилёв 😉

    А вот это вообще шикарный пассаж: «…После того, как Никита Хрущев отозвал свои ядерные ракеты с Кубы в 1962 году, президент Кеннеди запретил какие-либо победные реляции. Не следует тыкать Хрущева носом в это, говорил он.» — Вся беда и, в то же время мякотка, соглашения заключалась в том, что тот факт, что Хрущёв отвел ракеты с Кубы американцы раструбили по всему свету — и это стало как бы их победой. Тогда как тот факт, что американские ракеты в ответ были выведены из Турции, старательнейшим образом замалчивался не только американцами и их сателлитами (что естественно), но и в советской прессе. Хрущёв сдуру (или не сдуру) упустил это момент — и с тех пор и он и СССР в целом на Западе стали считаться проигравшей в Карибском кризисе стороной.
    В действительности же Кеннеди не мог говорить об этом моменте со снисходительностью к Хрущёву в голосе — тот проявил такую же твёрдость, что и Кеннеди, да вот после кризиса не сумел должным образом раскрутить свой выигрыш.

Добавить комментарий