Для успеха стратегии Запада в отношении России понадобится нечто большее, чем только санкции

Как ни удивительно, но европейцы упорно придерживаются выбранной политики в отношении России, по крайней мере на сегодняшний день. Постоянные представители стран Европейского Союза договорились о продлении экономических санкций против России еще на шесть месяцев. Как стало известно, вчера, 22 июня, это решение было одобрено министрами иностранных дел стран ЕС.

G7 Leaders Meet To Discuss Ukraine During Nuclear Summit

Российский президент Владимир Путин явно надеялся разрушить консенсус 28 стран-членов ЕС, оказывая давление на те страны, которые проявляли неуверенность относительно санкций, как, например, Греция. Несмотря на недовольство Афин позицией Евросоюза в переговорах по греческому долгу, а также недвусмысленное предложение Путина взять на себя часть этого долга, президент Алексис Ципрас все же не захотел ввязываться еще в один конфликт.

Впрочем, это европейское единство может оказаться мимолетным.

В преддверии июльского срока истечения санкций, французы и итальянцы призвали к более гибкому подходу в отношении России в случае достижения существенного прогресса в соблюдении минских соглашений по Украине. Однако, этого явно не произошло. Недавний саммит большой семерки, хозяйкой которого была канцлер Германии Ангела Меркель, помог вселить некоторую твердость в колеблющиеся средиземноморские страны Евросоюза.

Меркель проявила себя как единственный реальный лидер Европы, в то время как президент Обама продолжает действовать скрытно, из-за спины. Однако у госпожи Меркель имеются другие большие проблемы, например, как удержать контроль над ситуацией после неизбежного выхода Греции из зоны евро. Растут опасения, что этот выход даст Путину балканский рычаг влияния на Европу. Господин Путин, кроме того, друг итальянского премьер-министра Матео Ренци и имеет хорошие связи в итальянском бизнес-сообществе, оказавшем ему необыкновенно теплый прием во время его недавнего визита в Италию, которая является вторым важнейшим деловым партнером России в Европе после Германии.

Еще более серьезная проблема связана с настроениями в европейском обществе. Никто не хочет даже думать о войне, да и особого беспокойства или сочувствия в отношении Украины также нет. Тихая и благополучная жизнь европейских социальных демократий заморозила чувство глобальной или хотя бы региональной ответственности. Греки оказались в тяжелом кризисе, потому что всех волнует только одно: останутся они в зоне евро или уйдут.

Как говорит американский политолог Йен Бреммер, мир становится все более эгоцентричным и в особенности это касается Европы, как показали результаты недавних опросов общественного мнения. Европейцы не только считают, что Украина попросту не стоит неприятностей, они не хотят даже защищать своих балтийских и восточно-европейских соседей, являющихся членами НАТО.

Тем временем, Россия развернула весьма эффективную пропагандистскую кампанию на Западе через телевизионные каналы, пользующиеся государственной поддержкой, такие как «Россия сегодня», социальные сети, и с использованием так называемых интернет-троллей, атакующих западных критиков. Хотя санкции явно нанесли ущерб российской экономике, они, похоже не оказали большого влияния на решения господина Путина, а также на стратегические планы воссоздания российской сферы влияния.

Лидеры НАТО должны прекратить говорить о том, чего они не будут делать, что они не будут воевать с Россией и не будут вооружать Украину. Политика, состоящая из отрицаний не может быть реальной политикой. Им придется начать разработку плана Б на случай, если цели, поставленные минскими договоренностями, не будут достигнуты к моменту истечения срока санкций (к концу января 2016 года).

Кроме того, лидеры НАТО должны прекратить говорить об абстрактном «сдерживании». Необходимо проводить такую политику, включая военные учения и другие меры, которая станет убедительным сигналом для России о том, что НАТО готово защитить Европу. Это означает, что нужно надежно оградить «колючей проволокой» страны Балтии и Польшу, а также изобретательно использовать партнерство в сфере безопасности, таким образом, чтобы уязвимые «прифронтовые страны» могли сопротивляться внешнему давлению и обеспечивать безопасность своих границ. Запад должен также много сделать для противодействия «информации» и пропаганде господина Путина.

Кроме того, европейцы должны серьезнее отнестись к экономической и политической стабильности на Украине и предотвратить ее стремительный крах. Украина для Путина представляет гораздо большую ценность, чем для Европы. Однако если Европа может выбрасывать сотни миллиардов долларов на кредиты и прямую помощь Греции, которая не выказывает особого желания помогать самой себе, можно уверенно утверждать, Европа может сделать гораздо больше для помощи украинскому народу, проявляющему храбрость и решительность в гораздо более сложных обстоятельствах.

Всеобъемлющая единая стратегия в отношениях с Россией и Украиной должна быть построена на чем-то большем, чем просто возобновление санкций. Как ни прискорбно, но возможно потребуется более острый кризис, чтобы вызвать более последовательную реакцию Европы и НАТО.

Авторы – Дерек Берни, посол Канады в США с 1989 по 1993 год, активный участник переговоров по соглашению о свободной торговле с США; Фен Ольстер Хэмпсон – научный сотрудник и директор центра международных отношений, заслуженный профессор Карлтонского университета в Оттаве.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Для успеха стратегии Запада в отношении России понадобится нечто большее, чем только санкции

  1. «Еще более серьезная проблема связана с настроениями в европейском обществе. Никто не хочет даже думать о войне, да и особого беспокойства или сочувствия в отношении Украины также нет. » — Понять можно, они только только геев женить начали, думали ну вот поживём как люди, а тут, херась, и ядерная зима маячит

Добавить комментарий