Китай преуменьшает значение исторических событий в Айгуне

Когда за политикой прагматизма пытаются скрыть конкретные исторические факты в отношениях между Китаем и Россией, это может поставить под угрозу эффективность внешней политики Китая.

Граница России и Китая
1_Russian_border_1

Для большинства китайцев нынешняя политика заигрывания с Россией воскрешает в их памяти горькие воспоминания об истории. И если такие непредсказуемые настроения общества не будут контролироваться, то руководство Китая может лишиться поддержки своего народа. Приходится закрывать глаза не некоторые исторические факты, чтобы свести к минимуму влияние прошедших событий на будущее.

Неделю спустя после трансляции военного парада в Москве в прямом эфире на Центральном телевидении Китая этот же канал объявил в вечерних новостях о возвращении городу Айхуэй в провинции Хэйлунцзян своего исторического названия «Айгунь». Некоторые обыватели сразу подумали о смене курса в китайско-российских отношениях. Например, Ван Заньянг, профессор Центральной социалистической академии пишет в своем широко известном блоге, что это может предвещать изменения во внешней политике. В статье китайского издания the Global Times, которая стала ответной реакцией на эти события, такие спекуляции называют «наивными», потому история – это всего лишь история, а прагматичные китайцы осознают важную роль России для развивающегося Китая.  Не имеет значения, какого цвета медведь – красного или белого, если он не стоит на пути развития Китая.

Ситауция с Айгунем вскрывает старые раны уже глубоко укоренившихся недовольств Россией. В 1858 году Китай испытывал серьёзные внешние и внутренне проблемы – высадка английских и французских союзных войск на побережье и Тайпинское восстание на юге страны представляли угрозу для правления династии.

В провинции Хэйлунцзян на берегу Амура губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев заставил пекинского главнокомандующего Ишаня подписать Айгунский договор, который пересматривал ранее подписанный Нерчинский договор 1689 года, в результате чего Китай потерял свои многочисленные территории севернее Амура. В историческом музее, открытом в 2002 году, находится стена с 1858 колокольчиками, которые при дуновении ветра издают печальный звон, чтобы напомнить посетителям об истории.

Центральное телевидение Китая официально называет три причины, по которым город был переименован: чтобы запечатлеть историю, развивать туризм и стимулировать создание экономической инициативы «Один пояс – одна дорога».

Позже издание the Global Times напечатает статью под названием «Российско-китайские отношения завершены? Не будьте столь наивными!», где говорится, что Китай не забудет историю, но суетиться над прошедшими событиями – это уже «нереалистичный педантизм».

Использование словесных унижений с целью заставить молчать оппонентов коммунистической партии – старая пропагандистская уловка. Только на этот раз попахивает не идеологией, а грубым прагматизмом. После прочтения этой статьи читатели должны испытать чувство отвращения или рассмеяться. Редакция намекает, что все империалисты являются экспансионистами, и на счастье Китая лишь одна царская Россия была его соседом на континенте. Если бы Великобритания, Франция и Италия также разделяли сухопутные границы со страной, то для Китая это бы повлекло самые ужасные последствия, какие только можно представить.

Такие заявления означают применение новой тактики для манипулирования общественным мнением по отношению к России. Агитационный отдел обычно не публикует плохие новости из России, например, сообщения о притеснении и грабежах китайцев в российских городах.

Кроме того, издание не скупится на такие шаблонные и дешёвые фразы, как «новый медовый месяц», когда говорит о расширении стратегического партнерства между Россией и Китаем. И пока издание the Global Times не может сделать ничего другого, кроме как суетиться вокруг России, оно показывает свое неуважительное отношение к старшему поколению.

А как обстоит дело с Японией? На данный момент Япония, которую все так критикуют, готовится принимать участие в сентябрьских мероприятиях, посвящённых празднованию 70-й годовщине победы Китая во Второй мировой войне, что сейчас становится очень модным явлением. Государственные СМИ не обращают внимание на противоречия.

Китаю как растущей мировой державе необходимо принять мировоззрение, в основе которого лежит принятие своей истории. Выборочное игнорирование своего прошлого для удовлетворения краткосрочных потребностей ограничивает способность страны к созданию комплексной внешней политики и взаимодействию со многими странами, которые не согласны, что по чьей-то воле некоторые исторические события могут быть «отложены в долгий ящик».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Китай преуменьшает значение исторических событий в Айгуне

  1. Этим представителям восточных философий надо, конечно, мировозрение подрихтовать чутка. Они же сами не разберутся как к своей истории относиться!

Добавить комментарий